Золото сильной воли: Алина Загитова могла сняться с чемпионата мира
Когда все гадали, как выступит Алина Загитова в Сайтаме, и переживали, и сострадали, и готовились к эмоциональному взрыву чемпионата мира, вообще решался вопрос о выходе спортсменки на лед. В прямом смысле – выходить ли на него вовсе? Вот так: в умных своих прогнозах мы даже не на кофейной гуще зачастую гадаем.
фото: Евгений Семенов
…Олимпийская чемпионка Алина Загитова после победы поищет и «найдет» секрет триумфального возвращения себя, олимпийского образца, на лед Сайтамы. Перед короткой программой, когда спортсменка уже надевала коньки, позвонила десятилетняя сестра. «Как дела? – Нормально. – Только попробуй упади!». Указание младшей Алину взбодрило - не могла, говорит, подавать плохой пример, «сама ведь учу ее, когда она на соревнования выходит».
Но, если серьезно, можно, конечно, и так сказать: Загитова ответила в Сайтаме тем, кто не хотел в нее верить, говорил, что «пришла на час» в фигурное катание, забывая упомянуть, что час тот был олимпийским. Кто не хотел почему-то верить, что взросление – процесс на льду значительно более видимый, нежели в обычной жизни десятиклассницы, которая может хандрить, скакать от настроения к настроению, хамить и взбрыкивать, приходить в чувство и выходить из него снова. Алина – тоже школьница, только и лед – жесткий. И остужает, и отторгает лишнее: неуверенность, нежелание, конфликт самой с собой.
Можно сказать, что ответила кому-то, но и это будут наши домыслы и образы. Она просто не сдалась. И продолжила делать то, что делала всю жизнь. Хотя дважды за сезон Алине пришлось произнести фразу, которая простотой своей и правдивостью даже царапала слух: «Я рада любой медали. Могло не быть никакой».
Потому что «Кармен» брыкалась и сопротивлялась. Она жаждала управлять, а не натужно преодолевать. Характер Алины тащил их обеих к пониманию.
«Я давно хотела что-то более страстное, более взрослое. Когда тренеры предложили мне «Кармен», я двумя руками была «за». Мне нравится всё абсолютно – от выбора музыки до элементов, связки, заходы, не могу выделить что-то одно. Может, мы в чем-то с Кармен похожи. Я, наверное, иногда такая же резкая, вспыльчивая – в основном, когда тренировка не идет, прыжки не получаются. Может, поэтому она у меня и не получается хорошо. Не получается хорошо отразить эти эмоции», – это Загитова говорила до чемпионата мира.
За два месяца – от чемпионата Европы, проигранного ровеснице, но дебютантке старта, Соне Самодуровой, а по сути, конечно, себе, до чемпионата мира надо было сделать так, чтобы «получилось хорошо». Нам в подробностях не рассказывают, чего это стоило. Но можно догадаться. Как и о том, что даже тренерскому штабу неведомо было: позориться едут или становиться снова триумфаторами?
«Я быстро забываю, как победы, так и поражения, я смотрю только вперед, - сказала Алина в Сайтаме. - У меня была цель, и я шла к ней весь сезон».
Смотрите видео по теме:
«Лицо Медведевой после победы Загитовой на чемпионате мира: видео»
Журналисты ее спросили: вы стали олимпийской чемпионкой в 15 лет, чемпионкой мира – в 16, чего теперь ждать? Ответила просто: не люблю загадывать. «Мы не знаем, что произойдет даже через минуту, что будет завтра. Предпочитаю жить сегодняшним днем. Но я совершенно точно знаю, что буду бороться».
О – да, как это делает спортсменка, за два года на взрослом льду выигравшая абсолютно все титулы, мы уже знаем.
А потом взрослая Кармен уступила место обычной девчушке, которой еще надо и школу окончить, и ЕГЭ сдавать. И на вопрос о контрактах, Загитова ответила бесхитростно, как думает: «Для меня это большая честь – представлять мировые компании. Я не знаю, почему нас выбирают. Я просто делаю свою работу – пытаюсь кататься хорошо, показывать результаты. А компании сами предлагают сотрудничать».
Да, ей пока проще рассказывать не о себе – девушке, спрятанной внутри ледовых образов, а про Масару. Но в этих рассказах про японскую собаку-любимицу Алина приоткрывает и себя.
«Иногда я привожу Масару на тренировку – она просто падает на лед, кувыркается, лижет его. Просто ей жарко. Она не всегда заходит на лед, даже находясь на катке. Когда она с нами, тренировочный процесс становится более радостным, это отвлекает и это хорошо. Масару – спокойная, все понимающая собака, а иногда ей хочется сделать все наоборот. Мы не разрешаем ей, например, заходить на кухню, и тогда она смотрит на нас, будто говорит: «Пожалуй, я лягу». А может лежать так, что с места ее не сдвинешь, так как весит она уже около 25 килограммов. Она прекрасно это понимает и поэтому лежит на спине. Смешная очень».
А потом сама, тоже очень смешная, призналась: «У меня характер сейчас, как и у нее. Мне говорят «да», я отвечаю «нет», говорят «нет», я отвечаю «да». Пытаюсь это перебороть. Но мы с Масару – спокойные, мы жизнерадостные. Когда ей говоришь, что идем гулять, она начинает прыгать от счастья и крутится за своим хвостом. Каждый выход на улицу для нее – большое счастье. Я вижу, как она радуется каждому дню. Так и человек должен радоваться тому, что может дышать, ходить, тренироваться».
Это желанное золото было для олимпийской чемпионки, можно сказать, отложенного действия. Провал на чемпионате мира в Милане после триумфального Пхёнчхана в общем-то был понятен, сработало напряжение главного старта четырехлетия, а для Алины – первого на тот момент года на взрослом льду.
«Все-таки в олимпийский сезон я, как говорят, ворвалась, – признается Загитова. - Для меня каждый старт был чем-то новым и интересным. А сейчас я знаю, насколько это сложно. И было очень важно закончить сезон хорошо, с чувством собственного достоинства. Рика Кихира? Вы, наверное, такой ответ уже слышали: самый главный соперник для спортсмена - он сам. Я не исключение. Ты не можешь прыгнуть выше головы и сделать четверной сальхов, который ты ни разу не делал. Ты должен делать то, что ты отрабатывал, на максимуме».
Алина и отработала. Чего это стоило? Оказалось, когда все гадали, как выступит Алина Загитова в Сайтаме, и переживали, и сострадали, и готовились к эмоциональному взрыву чемпионата мира, за несколько дней до короткой программы вообще решался вопрос о выходе спортсменки на лед. В прямом смысле – выходить ли на него вовсе?
Огорошила, конечно, тренер Этери Тутберидзе, все-таки рассказав, до какой степени морально тяжело шла подготовка к чемпионату мира. Рассказала об этом Алексею Ягудину в коротком интервью.
«На эти соревнования мы приехали, чтобы просто выйти на лед для начала. Подготовка шла очень тяжело в моральном плане. Мы вообще в субботу хотели сняться с соревнований. Решение принимали все вместе: и федерация, и все, включая Алину. Решили, что мы все-таки едем и боремся».
Но признание было потом – после уверенного золота Алины Загитовой. Которая говорит, что у ее папы, а он 40 лет в хоккее, уже тренер, сила воли точно есть. «И сейчас она передалась мне чуть-чуть... Я не могу сказать, что я какой-то ярый болельщик и фанат фигурного катания, что я его прямо очень люблю. Иногда, когда что-то не получается, все равно думаю: хочется все бросить и жить обычной жизнью. Но потом думаешь: «Как я буду жить обычной жизнью?». Потому что почти всю жизнь отдала фигурному катанию. Отдаю и сейчас».
Читайте также: "Убойная сила чужих мужчин: Россия потеряла фигуриста на ЧМ-2020"