«Сульшер сам к нам напросился»: в Коломне открылся Музей футбола
Наверное, каждый россиянин из числа тех, кто знает, что в футбольной команде на поле выходят одиннадцать человек, и через много лет легко вспомнит, где он был и что делал 14 июня 2018 года, в день открытия в Лужниках чемпионата мира по футболу. И уж точно не забудет эту дату Сергей Якунчиков, начальник ПФК ЦСКА, — ибо ровно год назад он открыл в родной Коломне Музей футбола.
Сергей Якунчиков и Сергей Микулик. Фото: Александр Калинин
— Вы сами до такого додумались — или подсказал кто?
— Сама идея пришла пару лет назад — когда вдруг понял, что мой гараж уже не в состоянии вместить всю футбольную атрибутику, что скопилась у меня за почти тридцать лет работы в разных командах, начиная с «Копетдага» и заканчивая ЦСКА. Захотелось, чтобы не один я время от времени на все это смотрел, вспоминая славные времена. Вот, например, медаль «Победителю Кубка УЕФА» — у нас же таких в стране едва полсотни наберется, и все лежат по квартирам их обладателей.
— Как выбиралось помещение?
— Сначала пошел к городским властям — они идею одобрили, но и только. Арендовал все сам — мы с Геннадием Сергеевичем Поскакариным, известным в коломенских футбольных кругах человеком, с месяц, можно сказать, здесь ночевали, одного мусора, наверное, несколько тонн вынесли. Задача была — успеть открыться к чемпионату мира. И аккурат ко дню его начала мы были готовы.
— Спортивных музеев на самом деле совсем ведь немного. Вы брали какой-то за образец?
— Специально ездил в Национальный музей футбола в Манчестере. Изучал, как там экспозиция выставлена. Что-то взял, что-то отмел. Хотелось оригинальности.
— У вас масса оригинальных футболок звезд из самых разных стран с их автографами. Это давнее увлечение?
— Вовсе нет: брать автографы у знаменитостей я начал как раз тогда, когда решил создать музей. Раньше я этим не болел: казалось неудобным людей по пустякам отвлекать. А вот когда просишь не для себя — совсем другое дело!
— Чьей майкой дорожите больше других?
— Пожалуй, Сульшера. Норвежец тогда еще «Мельде» тренировал, на сборах пересеклись, разговорились, я о музее начал рассказывать, а он такой: «А может, и мою футболку возьмете? Это ничего, что сам я уже не играю?!» Если в Лиге Европы жребий сведет с «Манчестер Юнайтед» — покажу Сульшеру фото его майки. В обмен на футболку «МЮ». Или — Хаджи. Он работал в «Витуроле», и когда здоровались, вдруг вспомнил, как в Турции он играл против команды, в которой я тогда работал массажистом! И даже по имени меня назвал. Я обалдел.
— А кто-нибудь отказывал в просьбе?
— Ни разу! Я на этих примерах всякий раз убеждаюсь, что чем статуснее человек, тем он оказывается проще в общении.
— У вас есть тут целый «уголок Акинфеева»...
— Надеюсь, что могу назвать Игоря своим другом — он всегда готов поделиться чем угодно. Так что экспонаты от него еще будут.
— Сам он до музея еще не доезжал?
— Пока нет, но я его обязательно сюда привезу — надо только тщательнее продумать формат мероприятия. Несколько лет назад Акинфеев уже выступал в нашем городе вместе с братьями Березуцкими — вся Коломна, без преувеличения, стояла на ушах!
Футболка Сульшера. Фото: Александр Калинин
— Много за год набралось посетителей?
— Точную цифру назвать не смогу — поскольку часто проходят организованные экскурсии для школьников и детских садов. Да и музеев, собственно, у меня уже два: за этот год объявилось немало коллекционеров, которые, как и я, решили, что когда старые программки или афиши видят один их обладатель и несколько его друзей — это неправильно. Пришлось расширяться…
— Опять без помощи городских властей?
— Ну почему же: был на открытии от них представитель. Ленточку перерезал.
— А что такое «Ночь в музее», вы уже ощутили?
— Да, мы, как и все солидные музеи, работали тогда круглосуточно. Специально готовились — проводили семейный турнир по настольному футболу. Победители получали футболки ЦСКА последнего сезона.
— Когда вы только дома бываете...
— Даже когда открывал это дело — не думал, что настолько захватит. А сейчас почти каждый свободный день сюда прихожу. Двое моих младших сыновей постоянно просятся взять их с собой: у нас же еще и «Плейстэйшн» есть, и трансляции все показываем. И даже в футбол можно сыграть не только в настольный — если детям.
— Странно только, что практически нет атрибутики местной, коломенской футбольной команды…
— Больная тема, если честно. Вы же знаете, что именно в Коломне был образован, в 1906 году, первый в России футбольный клуб? А в 90-х годах прошлого века с командой работал, например, легендарный советский тренер Марк Исаевич Тунис, а играть с ней на Кубок приезжало московское «Динамо», и это было совершенно ажиотажное событие для города. Но сейчас по тем временам можно только ностальгировать. У меня после пятнадцати лет работы только в ЦСКА есть некоторые мысли, как должен управляться и играть профессиональный футбольный клуб в таком городе, как наш, но встречного интереса я совершенно не ощущаю. К сожалению.
Фото: Александр Калинин
— А нет идеи снять все-таки одно, но большое помещение?
— Мы с директором музея Поскакариным обязательно к этому придем. А то уже из некоторых туристических бюро звонят и говорят, что есть некоторая путаница с адресами. То есть люди из Москвы специально приезжают — и могут растеряться. И по-хорошему, конечно, адрес должен быть один.
— Раз приезжают — откуда узнают?
— Так люди зачем на футбол ходят? Чтобы потом другим людям об этом рассказать. Так и с музеем нашим. Как говорится — процесс пошел!