Вячеслав Фетисов: «Некие волшебники могут из грязного спортсмена сделать чистого»
Тема санкций, которые прописали России в WADA, по-прежнему остается горячей. Сейчас все ждут решения наблюдательного совета РУСАДА — принимать ли наказание или не соглашаться с ним. Совет соберется 19 декабря. В случае несогласия дело уйдет в Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS). И пока мы ждем, «МК» пригласил в гости легендарного советского и российского хоккеиста Вячеслава Фетисова, который, по сути, был первым представителем нашей страны в WADA.
фото: Екатерина Шлычкова
У Вячеслава Александровича, знающего эту антидопинговую структуру изнутри, на проблему свой взгляд, во многом отличающийся от взгляда большинства российских политиков и чиновников.
— Вячеслав Александрович, у вас лично есть надежда, что дело в CAS может решиться в пользу России?
— У меня такая надежда есть. Поскольку нет претензий к Олимпийскому комитету России, то трактовка Олимпийской хартии может быть нам в помощь. Я очень хочу, чтобы санкции были смягчены и чтобы мы могли участвовать в соревнованиях в более комфортных условиях.
— Даже если удастся каким-то образом смягчить санкции, вряд ли нас оправдают полностью, и это понимают все. И все чаще и громче звучат призывы, как это было и в 2018 году, не ехать на Игры без флага и гимна и проводить свои, альтернативные, якобы равнозначные соревнования. Вы, как бывший спортсмен, что могли бы сказать в ответ людям, транслирующим эти идеи?
- Я и на прошлых Олимпийских играх поддерживал спортсменов, которые решили выступать под нейтральным флагом. Потому что это не их вина, что они оказались в такой ситуации.
Если бы мы бойкотировали Игры, мы бы автоматом попали под санкции. Да, ребятам было неприятно находиться в олимпийской деревне и на соревнованиях в нейтральной форме, но они старались выступить хорошо. И они оказались героями. Хоккеисты вообще вернули нам звание олимпийских чемпионов, за что им большое спасибо.
И сейчас мы тоже должны ехать! Но это решение должно быть принято самими спортсменами, а не спортивными чиновниками. Хочу привести пример. В 1984 году СССР бойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. Тогда тоже провели альтернативные соревнования, которые приравняли по статусу к Олимпийским. А после того как президент нашей страны поддержал предложение о присвоении пожизненных стипендий олимпийским чемпионам, ко мне пришла целая команда ребят, которые тогда не смогли поехать в Лос-Анджелес и выиграть.
Мне пришлось им сказать, что олимпийскими чемпионами могут быть только люди, участвующие в Олимпийских играх. Невозможно приравнять к олимпийскому чемпиону никакие другие звания. Я понимаю этих людей, он оказались обманутыми.
— Комиссия спортсменов WADA хотела ужесточения санкций в отношении нашей страны и наших спортсменов. В итоге, правда, оказалось, что юридически они не могут обращаться в CAS с таким заявлением, и от идеи отказались, но бронзовый призер Паралимпийских игр-2008 Вики Аггар в знак протеста даже вышла из состава комиссии. Иностранные спортсмены так сильно не хотят видеть наших на крупных соревнованиях?
- Я знаю, что спортсмены мира очень обозлились на ситуацию с подменой в базе данных Московской антидопинговой лаборатории.
Когда я был председателем комитета спортсменов WADA, и тогда вопрос обманутых спортсменов был очень острым. Ты становишься вторым, а спустя время узнаешь, что тот, кто обошел тебя и стал чемпионом, оказывается, обманщик.
У нас в комитете работали ребята, которые были обмануты. И мы приглашали тех, кто попался, кто провинился, и отправляли ездить по всему миру и рассказывать, как это плохо; другими словами, им приходилось работать в качестве пропагандистов чистого спорта. Так что позиция спортсменов для меня понятна.
Все почести на Олимпийских играх отдаются чемпионам, а потом оказывается, что чемпион всех обманул. И тут для серебряных призеров наступает второй момент унижения — когда ему золотую медаль не вручают на подиуме, а присылают по почте. Спортсмены действительно очень жестко относятся к таким ситуациям, и даже обсуждался вопрос, чтобы не давать второго шанса тем, кто попался.
— Когда все вокруг кричат, что все подобные решения — антироссийский заговор, это от незнания ситуации?
- Я хочу сказать всем, что мы должны следовать установленным международным правилам. Россия ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО по допингу, мы подписали Всемирный антидопинговый кодекс, где прописаны многие положения. Мы подписали новый стандарт соответствия. И да, там везде прописано, что за систематические нарушения наказывается страна. Помимо того что наказываются спортсмены и тренеры, которые в этом участвовали.
Странно слышать от политиков, которые кричат: что это за WADA такая? Что за база данных? Кто ее передал вообще?
Могу ответить только так: мы хотим, чтобы миропорядок соответствовал всем международным стандартам? Так вот, если абстрагироваться от национальности, то, когда кто-то нарушает международные стандарты, он должен отвечать.
Мы обязаны были передать всю эту базу данных, чтобы специалисты приступили к ее изучению. И у них возникло очень много вопросов (порядка 30, насколько я знаю). В том числе там был вопрос, каким образом и кто изменил данные 10 тысяч спортсменов? На такой вопрос достаточно сложно дать ответ.
Слышу разные отклики на мои комментарии от моих коллег. Хочу сказать следующее: я комментирую то, что у меня спрашивают журналисты, к которым я с уважением отношусь. Согласен, что, когда что-то выдергивается из контекста, это может вызвать недопонимание. Но я считаю себя специалистом и могу высказывать свое мнение.
Если б мы в свое время постарались разобраться в проблематике все вместе, в том числе парламентарии, наверное, у нас у всех была бы общая позиция. Эта тема требовала обсуждения в парламенте нашей страны, причем с участием международных специалистов, спортивных организаций, которые могли бы всем объяснить, как все это в мире работает.
А сейчас все используют только политическую оценку, а профессиональная оценка отсутствует. Никто так и не разобрался в теме до конца. Эта система борьбы с допингом существует во всем мире, но, если мы не умеем этой системой пользоваться, это другой вопрос, и этот вопрос не ко мне.
— Еще очень популярно мнение «все принимают, а наказывают почему-то только нас»...
- Исключений в спорте нет. Я тут нашел в открытых источниках информацию о российских спортсменах, которые уже попались на допинге. Если изучить статистику, то можно увидеть следующую динамику: с 2010 года количество таких спортсменов увеличивается с каждым годом.
В последние пару лет их стало еще больше. Даже находясь под мониторингом, под пристальным вниманием, мы не снижаем эти показатели. Не понимаем меру ответственности. Люди не приходят на сдачу проб, отдают справки от несуществующих докторов в оправдание тому, почему они пропустили допинг-пробы, и так далее. Нет ответственности и нет понимания, что это самая главная тема мирового спорта!
Мы почему-то не думаем, что это касается и тех российских спортсменов, которые честно проливают пот и кровь, а в итоге страдают. Нельзя из чистого спортсмена сделать грязного. Хотя некие волшебники могут из грязного спортсмена на время сделать чистого.
— Вы ведь в свое время возглавляли российский спорт, были руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту. Что же случилось после того, как вы ушли?
- Тема не совсем мне приятная. Могу сказать, что Виталию Мутко, который после меня стал министром спорта, я оставил работающую систему. Во время своего первого публичного выступления в ранге министра он сказал, что у него есть команда, есть понимание, как дальше развивать спорт, и он его сделает лучшим в мире.
Я в то время оставался еще главой агентства в составе министерства. При мне впервые ведомство правительства РФ разработало 10-летнюю комплексную программу развития отечественного спорта. Но Виталий Леонтьевич сказал, что это талантливое сочинение на свободную тему.
Я понял, что не нужен больше российскому спорту. И ушел в Совет Федерации. Единственное, что я при уходе сказал ему: «Если тебе надо, я готов с тобой слетать в Монреаль (где располагалась штаб-квартира WADA), чтобы передать контакты». На что он ответил, что этой фигней заниматься не будет. Вот все, что я могу сказать о его политике.
В 2012 году Мутко сказал, что мы полностью решили проблему с допингом в нашей стране. Что после этого я могу комментировать? Виталий Леонтьевич выгнал всех моих замов, всех руководителей структур. В том числе Володю Крутова, который после этого сорвался, и мы его похоронили совсем молодым человеком. Из всех оставил только одного — Григория Родченкова...
Читайте также: Бунт в комитете WADA: британка Аггар ушла, протестуя против России