В распространении коронавируса в Европе обвинили УЕФА
Стали ли последние матчи Лиги чемпионов, проводившиеся со зрителями в конце февраля — начале марта, «коронавирусными бомбами»? Сначала некоторые из них так называли врачи, но теперь эта тема зазвучала снова.
фото: Кадр из видео
Премьер-министр Словении Янез Янша назвал решения УЕФА, тянувшего с приостановкой Лиги чемпионов и Лиги Европы, «безответственными и преступными». «Из-за них распространение коронавируса угрожало и нашей стране, — сказал он. — Матч на «Сан-Сиро» между «Аталантой» и «Валенсией» был биологической бомбой, но даже после этого ничего не изменилось». По мнению политика, запоздалое решение — доказательство того, что «УЕФА все делают только ради денег».
Союз европейских футбольных ассоциаций в последнее время часто обвиняют в жадности. УЕФА действительно долго тянул и с приостановкой евротурниров, и с переносом чемпионата Европы, требуя от национальных федераций обеспечить завершение сезонов в нужный срок. Но действительно ли стали матчи Лиги чемпионов с высокой посещаемостью теми самыми «вирусными бомбами»?
Первым на эту тему высказался представитель Италии в ВОЗ профессор Вальтер Риччарди, заявивший, что матч «Аталанта» — «Валенсия» на стадионе «Сан-Сиро» в Милане (44 тысячи зрителей) сыграл важную роль в распространении вируса в Ломбардии. Ему вторили и итальянские врачи. «19 февраля 40 тысяч жителей Бергамо на автобусах, поездах и автомобилях поехали в Милан болеть за «Аталанту». К сожалению, это была биологическая бомба», — сказал пульмонолог одной из итальянских больниц Фабиано ди Марко.
Во Франции в заражении страны тоже обвинили итальянцев, приехавших на матч Лиги чемпионов «Лион» — «Ювентус» (26 февраля, 57 тысяч зрителей). Бывший врач Марсель Гарригу-Граншам опубликовал статью на эту тему на одном из медицинских сайтов. Французское издание L’Equipe его перепечатало и, ссылаясь на органы здравоохранения Лиона, написало, что исследование распространения вируса в течение 14 дней после 26 февраля не выявило прямой связи с матчем Лиги чемпионов.
О том, что на эпидемию в Ливерпуле мог повлиять матч «Ливерпуль» — «Атлетико» (11 марта, 52 тысячи зрителей), высказался глава департамента здравоохранения города Мэтью Эштон.
Какие еще посещаемые матчи проводились в Европе и могли ли они повлиять на распространение эпидемии?
18 февраля: «Боруссия» (Дортмунд) — ПСЖ, 66 тыс. зрителей; «Атлетико» (Мадрид) — «Ливерпуль», 67 тыс.
Остальные матчи до приостановки розыгрыша проводились уже без зрителей. Но это, кстати, не помешало нескольким тысячам фанатов ПСЖ, например, собраться такой же кучной толпой перед стадионом и жечь файеры.
В основном, матчи проходили в Германии, Англии и Испании. В Германии спустя две недели после матча в Дортмунде количество зараженных за сутки стало переваливать за сотню. 6 марта — 125, 5 марта — 130, 8 марта — 240, и дальше уже в прогрессии. Самая серьезная вспышка — в земле Северный Рейн-Вестфалия, в котором как раз находится Дортмунд, а также Леверкузен. Там 20 февраля был сыгран матч Лиги Европы «Байер» — «Порту», который посетили 27 тысяч человек.
Впрочем, Северный Рейн-Вестфалия — один из самых густонаселенных регионов страны, и большое распространение инфекции могло произойти именно по этой причине.
Та же самая история с Испанией. Цифры следующие: 6 марта — 118, 7 — 102, 8 — 149... И полыхает больше всего в Мадриде, где во второй половине февраля были сыграны два лигочемпионских матча.
В Англии больше ста зараженных в сутки стали фиксировать неделей позже — 12–13 марта, хотя матчи были сыграны одновременно с испанскими и немецкими.
Возможно, проведение матчей со зрителями и повлияло на скорость распространения COVID-19, но вряд ли в большей, чем несвоевременное введение режимов самоизоляции. Зато как красиво звучит — УЕФА виноват в распространении инфекции...