Спортсмены выходят из самоизоляции: сборная России переезжает на базу на карантин
Глава Минспорта Олег Матыцин сообщил, что с 25 мая готовы начать работу две ключевые базы подготовки — в Новогорске и на «Озере Круглое», а с 1 июня — еще четыре федеральные базы, которые расположены в Краснодарском крае, Ставрополье и Крыму. Да, будут лед, вода, тренажерные залы и огромное поле деятельности по возвращении элиты спорта из условий изнуряющего карантина.
фото: ru.wikipedia.org
Дина Аверина.
Два месяца своеобразных условий подготовки близятся к концу. Все сразу спортсмены сборных, конечно, на базах не окажутся: еще надо до них добраться. В понедельник члены сборных отправятся к местам тренировок группами, сейчас руководители федераций прорабатывают вопросы прибытия спортсменов. Сразу после приезда — в руки медиков. Предварительная информация для тех, кто уже со второй половины воскресенья начал заезжать на базы, была такова: сдача тестов на коронавирус, потом — ожидание в номерах, причем по одному. Если тесты отрицательные, то можно приступать к тренировкам. Вход в зал, бассейн или на лед будет разрешен.
«Мы планируем начать подготовку по 21 виду спорта, включая 3 зимних. Я надеюсь, что при поддержке губернаторов, при взаимодействии с Роспотребнадзором — безусловно, вся работа будет выполняться с учетом всех требований — мы такую работу успешно готовы будем провести», — подчеркнул министр спорта.
Все сотрудники баз прошли проверку на наличие коронавируса. Но работа по безопасности там не прекращалась и все это время. База «Озеро Круглое» принимала на карантин спортсменов, которые волей судьбы и тренировочных процессов оказались вне пределов страны и были затем эвакуированы. А, например, база в Новогорске оказалась даже со спортсменами: сборная по художественной гимнастике волей и силой убеждения Ирины Винер-Усмановой все это время оставалась там.
Как рассказывала президент ФХГР, ей «с божьей помощью» удалось убедить еще три месяца назад руководство Министерства спорта РФ, что командам «художниц» не стоит выезжать на сборы и соревнования ни за рубеж, ни по регионам. И три месяца они жили и работали в Новогорске под постоянным присмотром врачей. «Потом нам предложили уехать, но я категорически сказала: я своих детей в эту «геенну огненную» не отпущу, они будут сидеть закрытыми и будут тренироваться. Сборная по художественной гимнастике закрыта на карантин и будет находиться на нем, пока не отменят особый режим». Так 55 гимнасток и остались на базе.
Сегодня Новогорск готовится принять с 25 мая еще 225–230 человек. Есть уже примерные цифры, например, легкая атлетика — 40 человек, фигурное катание — 60 человек.
Как сказались на спортсменах карантин и отсутствие рядом с лидерами тренерского состава, — это сегодня главный вопрос. «Все будет по факту видно, когда мы встретимся со спортсменами очно, — рассказала в интервью «МК» тренер фигуристов Елена Буянова. — Всегда ведь есть такая точка отсчета: увидели состояние, дальше идем и ведем фигуриста от того, что он представляет собой на конкретный момент. И если кто-то даже и «перекачал» что-то в изоляции — это тоже все сжигается правильными тренировками. Корректируется и то, что спортсмен не сделал, главное, чтобы было и его хватило до начала стартов, на это время».
На лед в ближайшее время выйдут все члены сборной. И настроение некоторых сомнений можно выразить словами Анны Щербаковой, сказанными во время совместной онлайн-тренировки с Аленой Косторной. «Мне кажется, мы выйдем и будем просто заново учиться прыгать».
Да, классическое «хорошо сидим» — это не про последние месяцы спортсменов. Правда, например, Алине Загитовой, которая появится в Новогорске тоже (но позже, чем заезжающие уже на базу члены сборной), удалось подготовиться за это время к экзаменам: наступает время ЕГЭ. В этом году экзамены начнутся 29 июня.
Кстати, карантин карантином, а четверные — по расписанию. Про Загитову никто, кроме тренеров, разумеется, в этом плане точно ничего не знает, но вот Елизавета Туктамышева, как всегда, четко расставляет акценты: «Планирую включить четверной в программу, в контенте он есть…»
Евгений Плющенко и его новая (все еще не утвержденная официально ФФККР) ученица Александра Трусова с 1 июня отправятся на базу в Кисловодск в компании Вероники Жилиной, Софьи Титовой, Кирилла Сарновского и тренера Сергея Розанова, покинувшего группу Этери Тутберидзе.
Объясняя, почему был выбран Кисловодск, Плющенко говорит, что сам готовился именно там к Олимпийским играм, а спортсменам нужны сейчас горы: надышаться и побегать. А то, что он не объясняет, и так понятно: никому сегодня встречи Саши Трусовой и Сергея Розанова с прежними коллегами по группе Тутберидзе не нужны. Страсти после разрыва должны остыть.
* * *
Открытие баз — несомненно, победа над ситуацией. Да, все будут ходить в масках, держать дистанцию, соблюдать осторожность, тренироваться по строго выверенному графику, чтобы избегать скопления народа. (Правда, это вообще реалии новой жизни для всех.) Но спорт будет наверстывать упущенное.
И хотя множество стартов были отменены из-за коронавируса, если позволит ситуация, то и внутренние соревнования начнутся, и остатки еще не отмененных пройдут. Так, например, в спортивной гимнастике еще не выпали из календаря чемпионаты Европы. И есть надежда, что они все же состоятся к концу года. А в гимнастике, как и в фигурном катании, спортсмены должны «чувствовать» элементы.
Очень быстро уходит и чувство воды, которое придется возвращать. И кому-то из членов сборной может сильно аукнуться длительное отсутствие бассейнов. Как подчеркивают специалисты, успех в плавании очень зависит от грамотной комбинированной работы на суше и в воде. Этот баланс вообще находят не все, а уж когда воды нет... Есть проблемы и роста у молодых пловцов: меняются пропорции тела, положение в воде становится другим.
Легкая атлетика, элитные спортсмены которой могут начать старты уже в августе, тоже в ближайшее время заедет на базы — в Новогорск и Сочи. Правда, например, Мария Ласицкене и Сергей Шубенков продолжат готовиться без сборов. Мария сейчас на отдыхе, потом начнется общефизическая подготовка и, как говорит ее тренер Геннадий Габрилян, необходимости в централизованных тренировочных занятиях пока нет. Тем более что планы надо подгонять под календарь, в который коронавирус еще может вносить изменения.
А Сергей Шубенков намерен вести подготовку в родном Барнауле. Вместе с тренером Сергеем Клевцовым он считает, что для того уровня, который существует на данный момент, вполне достаточно тренироваться дома. Ведь соревнования запланированы только на середину августа. Но приезд в Новогорск возможен ближе к старту.
Будет возобновлено на федеральных базах и допинг-тестирование. Как говорят руководители РУСАДА, все готовы, инспекторы допинг-контроля прошли дополнительное образование в онлайн-режиме, есть у них и защитные костюмы.
«То, что команды возвращаются на базы, это очень здорово и очень поможет в диалоге с региональными властями», — считает заместитель генерального директора РУСАДА Маргарита Пахноцкая.
…«Подстроить конек» — это будет непросто всем видам спорта. Большинство специалистов склоняются к мнению, что восстановление спортсменов займет около двух месяцев: сколько времени провел спортсмен без базовой, подготовительной и соревновательной нагрузки, столько же ему понадобится для выхода на рабочий уровень. Есть еще и вопросы психоэмоционального фона — гипермотивации, которая не соответствует состоянию организма. А это — повышенная вероятность травматизма.
Да, легко снова никому не будет. Хотя опытные спортсмены, конечно, готовили себя к выходу в «привычную среду» и использовали карантин, что называется, дружа с головой. Например, призер Олимпийских игр по спортивной гимнастике и трехкратный чемпион мира Никита Нагорный говорит, что стал эффективнее использовать ОФП, ведь базовая подготовка всегда важна. Хотя, конечно, любой снаряд в зале заменяет физическую нагрузку, а вот ОФП не заменит элементов. Но гимнаст надеется, что сможет восстановить форму за месяц.
…Одна известная тренер сравнила тренировки в ограниченных домашних условиях, даже самые четко продиктованные наставником по мобильной связи, с сексом по телефону. Образно. Теперь возвращаем свое: два месяца вынужденного отлучения от катков, бассейнов и привычной, а главное — оснащенной всем необходимым «зоны деятельности», конечно, не два дня. Но и не два года. Все должны вернуться.