Скандал в СБР: «Биатлону нужен скальпель, а не отбойный молоток»
«Шли дни карантина, биатлонисты тренировались, кто и как может в сложившихся условиях, а внутренний конфликт в СБР разгорался все ярче. В ход шел отбойный молоток, закулисные интриги процветали, а битва за тренерский штаб достигла наивысшего градуса». Примерно так можно было бы описать существующую нынче в СБР ситуацию какое-то время спустя. Сегодня же хватит лишь одного слова – тоска.
фото: Михаил Ковалев
Президент СБР Владимир Драчев пытается вести борьбу за свои идеи и должность. Разногласия президента с правлением СБР по расторжению контракта с пока еще действующими до 31 мая тренерами сборной (Анатолием Хованцевым, Сергеем Белозеровым и Виталием Норицыным) и утверждению правлением новых наставников (Валерия Польховского, Роберта Кабукова и Владимира Королькевича) вызвало наступление острой фазы противостояния.
Правда, правление СБР кандидатуры утвердило, а вот одобрение Министерства спорта они еще не прошли. Правление же приняло и решение о созыве внеочередной конференции СБР, во время которой, видимо, должна произойти смена президента СБР. По итогам конференции Владимир Драчев может быть досрочно лишен своего поста. А ведь еще ни один из президентов СБР не уходил со своего поста досрочно.
Но состоится конференция не раньше июня (с момента объявления о созыве внеочередной отчетно-выборной конференции должно пройти 45 дней). Да и то, если ситуация в стране это позволит. До этого же, получается, противоборствующие стороны обречены на словесное пожирание друг друга.
Члены правления были избраны вместе с президентом в 2018 году. Времени прошло не так уж и много, но и не так мало, чтобы не обнаружить серьезные «косяки» в работе. В правление входят десять человек: Драчев, первый вице-президент Алексей Нуждов, министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, трехкратный чемпион мира Виктор Майгуров, двукратный олимпийский чемпион Сергей Чепиков, трехкратный чемпион мира Иван Черезов, олимпийский чемпион Сергей Тарасов, главы региональных биатлонных федераций Юрий Векшин, Алексей Ермашов и Андрей Левунин.
Кандидатом номер один на место Драчева принято уже называть Виктора Майгурова. За ним - опыт работы вице-президентом Международного союза биатлонистов, существенная поддержка в регионах. На выборах в 2018 году Драчев опередил Майгурова в голосовании лишь по итогам трех туров.
Интересно, что одним из первых упомянул конференцию министр спорта Олег Матыцин. Правда, имел в виду не выборы нового президента, а совместное решение проблем. Тот самый диалог, который не заставит применить крайние меры само министерства: отозвать аккредитацию федерации. Министр предположил, что «у всех представителей заинтересованных сторон хватит компетенции, ума и уважения друг к другу, чтобы найти выход».
Пока выход не очень просматривается. А вся эта история плоха и сама по себе – любая свара внутри не работает на дело, и в свете решения биатлонных проблем с головной организацией. Исполком IBU на ближайшем заседании (6-7 июня) должен в очередной раз обсудить процесс восстановления прав Союза биатлонистов России. СБР был наказан в конце 2017 года после череды допинговых нарушений. (Наши спортсмены сохраняют право выступать на международных соревнованиях под национальным флагом, но Россия не может проводить турниры под эгидой IBU и иметь своих представителей в этой организации.) Осенью конгресс IBU даже не стал рассматривать изменение статуса СБР, пояснив, что федерация не выполнила 6 из 12 условий восстановления полноправного членства.
Все это время специальная рабочая группа отслеживает приведение деятельности СБР в соответствие с выдвинутыми критериями. А уж сегодня то, что происходит внутри биатлонного сообщества, те обвинения, которые звучат в адрес не утвержденных еще тренеров сборных, даже и выискивать не надо: все на виду.
А если вспомнить выматывающие душу события чемпионата мира, связанные с обысками у Александра Логинова, то поводом для подозрений были и обычные, казалось бы, интервью. Досье на наш биатлон собирается тщательно – и за рубежом, и в стране соответствующими структурами. РУСАДА, например, после нескольких интервью, в частности, четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Тихонова и главного тренера сборной России Анатолия Хованцева о проблемах с допингом в российском биатлоне, существовавших несколько лет назад, уже заявило о том, что намерено разобраться в ситуации.
Президент СБР, судя по всему, за свой пост намерен бороться. Последнее время Владимир Драчев официально отказывался от интервью. Но в прессу попало письмо, разосланное по регионам.
«В случае необходимости не возражаю против проведения внеочередной конференции, однако не считаю целесообразным обязывать региональные федерации изыскивать дополнительные средства для оплаты дороги и проживания в этот сложный для всех экономический период. Отношусь к этой идее как к пиру во время чумы. Если найдутся заинтересованные стороны для оплаты проезда и проживания, возникает лишь один вопрос — где были эти люди в те моменты, когда СБР в результате различных штрафных санкций, возникших еще до моего прихода в СБР, так нуждался и нуждается в любых дополнительных средствах…
Если же проведение внеочередной конференции является единственно правильным решением, считаю целесообразным заслушать отчет каждого члена правления о проделанной работе, посещения/организации ими различных мероприятий по линии СБР, их предложений по развитию СБР. Вынужден констатировать факт, что мне как председателю правления в рабочем порядке (без конференции), члены правления эту информацию предоставлять отказываются, аргументируя своей не подотчетностью мне (дважды – один раз письменно – я просил об этом). По моему субъективному мнению, это является деструктивным показателем в текущей деятельности СБР».
В самом видимом вопросе разногласий по поводу тренеров сборной Драчев жестко остается на прежних позициях. «Пока страна находится в режиме самоизоляции (что делает крайне сложным детальный анализ деятельности тренерского штаба и руководства СБР в целом) нецелесообразно и непрофессионально делать поспешные выводы об изменении в составе тренерского штаба. При этом я совершенно убежден, что изменения допустимы, необходима детальная работа над ошибками с помощью скальпеля, без применения грубых методов отбойного молотка, что, к сожалению, становится не самой доброй традицией в СБР…
Высоко оцениваю профессиональные навыки тренеров, предлагаемых большинством голосов правления СБР, однако, учитывая сложную ситуацию, в которой находится СБР в глазах международного сообщества, постоянные провокации по отношению к нашей сборной, не считаю возможным привлечение кого-либо из них на должность главного тренера. Работа данных специалистов может лишь усилить провокации по отношению к спортсменам, усложнить процесс восстановления СБР в правах. Убежден, что данный вопрос мало рассматривать лишь под призмой правовой плоскости (не пойман – не вор), как пытаются преподнести члены правления».
…Чем может закончиться противостояние президента и членов правления СБР, отягощенное условиями карантина? За кем пойдут регионы при очной встрече их представителей? Состоятся ли вообще перевыборы – эти вопросы пока остаются без ответа. Но сложившуюся ситуацию трудно списать на коронавирус.