Этот выпуск нашей «Тренерской кухни» получился необычным. Созданная с Объединением отечественных тренеров рубрика превратилась в адресованную Юрию Семину, отметившему на неделе 73-летие, открытку. Выбирать оратора долго не пришлось — конечно, Борис ИГНАТЬЕВ.
фото: АГН «Москва»
— Борис Петрович, поздравили Юрия Павловича?
— Конечно, и пожелал ему терпения и здоровья, которое всему голова. А потом вспомнил слова своего наставника, который говорил, что успех в тренерском деле первостепенен. Если у тебя все хорошо в работе, то и в жизни нет проблем. И в футболе это правило работает. Нужны победы! Сказал: «Палыч, тебе надо продолжать свое восхождение со своим любимым клубом».
фото: Наталья Мущинкина
— А как бы вы охарактеризовали ваши взаимоотношения?
— Мы близкие друзья. Знал его как хорошего футболиста, а затем он появился на тренерском мостике. Был такой Сергей Васильевич Полевой, который заведовал всеми профсоюзными командами. И Семин тогда согласился возглавить «Памир» из Душанбе, который был на грани вылета. Другой бы сказал, что это не мой уровень, что я играл в «Спартаке» и «Динамо», но именно тогда Семин подтвердил, что будет добиваться максимума там, где бы он ни находился.
Я работал с юношеской сборной, а у Семина было два игрока в мою команду: вратарь Андрей Мананников и защитник Олег Малюков, так Юрий Павлович предоставил мне на них полнейшую характеристику, а потом регулярно сообщал, что с этими ребятами происходит. Я уже тогда понял, что Палыч видит в этих ребятах больших мастеров, которые могут вырасти в больших игроков. Он взял их под опеку, видел в них перспективу и не ошибся — оба потом играли за ЦСКА.
— В одном из наших недавних интервью вы говорили, что Семин чувствует, понимает футбол. Что вы имели в виду?
— Он дышит футболом, чувствует дыхание каждого игрока. Увидев игрока в первый раз, он сразу может оценить его потенциал, оценить, попадает ли тот под его контекст. Семин практически не ошибается в своих оценках. Если он говорит, что этот футболист будет у него играть на этой позиции, — так и будет. Он никогда не ошибается, и он всегда в футбольном процессе: Палыч всегда точно чувствует психологическое и функциональное состояние игрока, понимая, что надо давать. Он очень хороший методист, но помимо этого способен оценить, кому и сколько понадобится на восстановление. Дело не только в отдельно взятых игроках, но и в связках, ведь важно уметь менять направленность в работе с командой. Семин как никто умеет находиться в гуще событий рабочего процесса. Он — отец, наставник, умеет заставить игроков поменять отношение не только к конкретному упражнению, но и к подходу к этому упражнению. Такое дано не каждому. Каждый мнит себя большим тренером, но настоящим суждено стать далеко не всем. Это природное, скажу так, качество.
— Вы поработали с Семиным в разных командах. Где были наиболее счастливы?
— (Смеется.) Везде, наверное. Везде ощущал это дыхание футбольной работы. Нигде не было скучно, нигде не покрывались паутиной безразличия. А когда еще есть и результат, высокое психоэмоциональное состояние. Отличный год у нас выдался в Киеве, когда мы выиграли чемпионский титул и Суперкубок! Был отличный подбор талантливых игроков и такие сильные клубные руководители, как братья Суркисы. Со стороны руководства было полное доверие к тренерскому штабу, и это дало плоды.
— Но работа в киевском «Динамо» довольно специфичная…
— Согласен, тут многое строится на сравнении с Валерием Лобановским. Мы всегда старались, были вынуждены встать с ним вровень или дать понять, что соответствуем его уровню, но старались дать понять, что есть и другие люди, которые формируют понимание футбола. Мы свою задачу, считаю, выполнили, а результат, которого добился там Семин, стал тому наглядным подтверждением.
Фото: ФК «Локомотив»
— Вы говорите о самобытности тренера Семина, но чем он отличается от тех же Романцева и Газзаева, которые тоже стали эпохальными в нашем футболе?
— Не стал бы строить все на противопоставлении. Были Качалин, Бесков, Якушин, Маслов, каждый из которых был талантливой личностью, а не просто выдающимся тренером. Если говорить о Семине, то это в первую очередь выдающаяся работоспособность. 24 часа в сутки он способен отдавать себя футболу. Надо поехать на матч Лиги чемпионов — он там. Для него футбол сродни хорошему отдыху. Но он умеет и отдыхать от футбола.
— Поясните.
— Если ему надо, то Семин умеет отключиться от игры. Речь не о беспробудном сне. Велосипед, пробежки, восхождения. Он умеет переключаться, умеет жить без футбола, выйти из него.
— Семин какое-то время был президентом «Локомотива». Но ведь он по своей сути — тренер.
— Конечно, тренер. Ему нужен тренерский адреналин. Сегодня многие специалисты не знают нюансов этой работы. Знают, что играют 11 на 11, но не больше. А ведь необходимо знать о состоянии каждого игрока, о возможности вписания его в команду, тактические моменты. Надо знать и понимать, кто из второй команды может перейти в первую, а для Семина это не секрет.
— Очевидно, что сегодняшние руководители «Локомотива» Юрия Семина в команде не видят. Как так? Ведь есть результат?
— Не хотел бы обсуждать работу Василия Кикнадзе (глава «Локомотива» — Прим. А.П.), но хочу отметить, что сегодня футбол меняется. При подписании контракта с тренером определяется конкретная задача: занять такое-то место. Семин решает все задачи, что стоят перед клубом. Во-первых, спортивную: призер чемпионата, в Кубке команда выступает достойно. Во-вторых, работает над развитием клуба. Палыч строит команду на будущее. Есть братья Миранчуки, есть молодые Рифат Жемалетдинов, Дмитрий Баринов, есть Стас Магкеев, на подходе игрок молодежки Михаил Лысов, есть еще пара молодых футболистов, постоянно работающих с основной командой, — Семин работает на перспективу. В-третьих, есть и финансовая составляющая: тренер вместе с командой играет в Лиге чемпионов, что приносит в клубную казну серьезные деньги. А еще я помню, как на домашние матчи «Локо» приходило совсем немного зрителей, а сегодня под 20 000 собирается порой на трибунах.
— Тренерский штаб…
— Да, сегодня с командой работают Олег Пашинин, Юрий Батуренко. Саркис Оганесян, Заур Хапов — эти ребята начинали играть у Семина, он из них сделал тренеров, он им доверяет и видит в них перспективу. Это не просто старатели, за ними будущее клуба. Если есть к Семину морально-этические претензии, то скажите, но, как я знаю, ничего подобного нет.
— Семину не покупают игроков. Он в ваших личных беседах жалуется на это?
— Он никогда не жалуется. В наших разговорах он клубную тему не поднимает. В Лиге чемпионов в соперники достались такие серьезные команды, как «Байер», «Атлетико» и «Ювентус» — одни из лучших в Европе. И никакого усиления! Быть может, это от незнания футбольного предмета руководством, но есть и другие соображения. Фарфан сломался, Фернандеш ушел, нет Смолова, остался в атаке только Эдер. И как играть с такими соперниками! Если честно, то это просто невозможно, но выступили-то вполне достойно. Болельщики хотели бы видеть другой результат, но то, что показал в ЛЧ «Локо», — объективный максимум. Есть некое недопонимание предмета. Семин — не просто наемный работник, работающий за зарплату. Для него «Локомотив» — семья, часть его жизни.
— Вы несколько старше Семина. Его 73 года — критический для тренерской профессии возраст?
— Конечно, нет. Есть тренеры, что работали и в более зрелом возрасте. Семину ни по внешнему виду, ни по его энергозатратам не дашь и 50. Выбирай я тренера для футбольного клуба, сказал бы, что Палыч свежее многих своих коллег, моложе его лет на 20. Не могу припомнить, чтобы он болел. Все остальное от лукавого.
— У Семина в тренерской карьере были такие команды, как азербайджанская «Габала», саранская «Мордовия». Зачем ему это?
— Каждый день ему необходимо просыпаться и видеть перед собой цель. Ему надо регулярно решать футбольные кроссворды, без которых он не может. Семину необходим вектор направления своей энергии. Деньги здесь вообще ни при чем, поверьте. Пригласили в «Габалу» — пошел. Или в «Мордовию»… другой бы сказал, что это не его уровень, а он после команды, ведущей борьбу за чемпионство, едет в Саранск.
— Если чемпионат России будет доигран, способен ли «Локомотив» в таком урезанном составе сохранить вторую строчку?
— А почему нет? То минимальное время, что будет у команды на подготовку к финишному отрезку, такой опытный тренер, как Семин, может использовать очень эффективно. Его знание дела и квалификация позволят ему подвести команду к заключительному отрезку в оптимальном состоянии. Здесь у него есть явное преимущество перед менее искушенными коллегами.
— Напоследок прямой вопрос: если Семин будет уволен, то продолжит ли он тренерскую карьеру?
— Даже не хочу это обсуждать. Не хочу подталкивать руководителей «Локо» или самого Семина к каким-то решениям. Если клуб решит расстаться с Палычем, то мне будет очень обидно. Тренер решает задачи, команда идет на втором лигочемпионском месте, и если решат сменить тренера в такой ситуации, то остается лишь констатировать, что футбол меняет свои ориентиры. Для меня это будет большой удар. Как дальше вести себя молодым тренерам, видящим, что такое возможно?
— Футбол все больше становится похож на шоу-бизнес. Вы же об этом?
— Именно так. Тренер всегда играл главную роль. Все остальные — лишь обслуживающий персонал, который должен ему помогать. Никто лучше тренера не знает, по какому пути идти команде. Все, что связано со спортивной частью, — его прерогатива. Так было всегда.