Российские легкоатлеты стали заложниками своих и чужих
Наша легкая атлетика вновь балансирует на грани. И впору спортивному миру пустить шапку по кругу и заплатить за то, чтобы легкоатлеты России все-таки начали выступать. На сегодняшний день нейтрального статуса нет ни у кого даже из звезд. И не будет, если ВФЛА не найдет штрафные деньги до 1 июля.
Анжелика Сидорова.
Наша легкая атлетика вновь балансирует на грани. И впору спортивному миру пустить шапку по кругу и заплатить за то, чтобы легкоатлеты России все-таки начали выступать. На сегодняшний день нейтрального статуса нет ни у кого даже из звезд. И не будет, если ВФЛА не найдет штрафные деньги до 1 июля.
…А вот разомнемся для начала на чужих проблемах. Девчушка из Нигерии, представляющая Бахрейн, заставила говорить о себе еще на юниорском чемпионате Азии, а затем и на юношеских Олимпийских играх-2014. И на взрослом чемпионате мира-2019 в беге на 400 м Сальва Эйд Насер уже буквально потрясла всех скоростью (48,14 сек.), заставив специалистов вспомнить о знаменитых бегуньях Ярмиле Кратохвиловой и Марите Кох. Только им она пока и уступила.
Правда, теперь Сальва не бежит. Оказалось, что еще перед чемпионатом мира она пропустила три допинг-теста. Вину признала так: никогда не жульничала, а пропуски тестов могут случиться с каждым. Поняли не все. Например, британский метатель молота Марк Драй (он за неправильное указание в антидопинговой системе адреса пребывания получил обвинение в фальсификации и четырехлетнюю дисквалификацию) на эти слова отреагировал так: «Три пропущенных теста перед чемпионатом мира-2019 в Дохе. Черт возьми, перед чемпионатом! И ей разрешили принять в нем участие без временного отстранения. Очнитесь! Что тут вообще творится! Два года назад я допустил несопоставимую ошибку, признал ее и был распят. Спорт мертв. Никакой веры!»
А, да: Насер заявила о себе в одно время с нашим прыгуном в высоту Данилом Лысенко, на Юношеских играх он как раз победил. И готов был обновлять рекорды во взрослом секторе. В июле 2018 года взял высоту 2,40. Но в августе был отстранен за три пропущенных допинг-теста. А потом за него «вписалась» так, как считала почему-то наиболее правильным, ВФЛА. И сделала поддельные справки. Это к тому, что Сальва Эйд Насер может отсидеть в дисквалификации два года, а вот спортивная судьба Лысенко вообще под большим вопросом. Как и всей легкой атлетики России.
Читайте по теме:
"Все были в курсе, а теперь дурачка включают и на меня сваливают"
Совет World Athletics еще в марте принял решение оштрафовать ВФЛА на 5 млн долларов за причастность прежнего руководства организации к фальсификациям. И приостановил выдачу нейтрального статуса россиянам. Возобновить процесс организация намерена только после выплаты ВФЛА штрафа до 1 июля, иначе — нет статуса, нет и выступлений. Еще «бонус» вдогонку: нет денег 1 июля, размер долга увеличится вдвое, итого — 10 миллионов. Все это было озвучено при вынесении наказания. Сумма заоблачная, это если культурно сказать.
«Для выплаты штрафа ВФЛА мы должны были бы снять финансирование со всех федераций, найти еще 200 миллионов и передать их нашим коллегам из World Athletics», — подсчитал президент ОКР Станислав Поздняков.
Лидеры нашей сборной (Ласицкене, Шубенков и Сидоров), пока есть еще пара недель до даты выплаты, обратились с заявлением в адрес руководства ВФЛА: озвучьте реальное положение дел. Оно ответило, но весьма неожиданно, обвинением World Athletics: «Отказ в выдаче нейтрального статуса российским легкоатлетам в случае невыплаты ВФЛА штрафа является грубым нарушением спортивного принципа и прав чистых спортсменов, дискриминацией российских легкоатлетов, многие из которых являются гордостью мировой легкоатлетической семьи». И президент ВФЛА Евгений Юрченко еще подчеркнул: «Мы доведем решение до сведения наших коллег из World Athletics, переговоры с которыми продолжаются». Это хорошо, конечно, что связь с сильными легкоатлетического мира есть. Но их президент-то Себастьян Коэ открытым текстом уже сказал: штраф не обсуждается и не откладывается, денежки ждем на счет.
Параллельно с Россией испытывает потрясения экс-глава бывшей IAAF (нынче World Athletics) Ламине Диак. Под следствием — пять лет, и судьба его обвинений во многом пересекается с допинговыми обвинениями России. Например, перед Лондоном-2012 Диак помог избежать наказания 23 российским нарушителям. И на суде признал: такое количество дел не только вызвало бы скандал, но и испугало спонсоров, с которыми IAAF вела переговоры, но лично он эти деньги не брал, все шло в казну. «Это было сделано главным образом для финансового благополучия IAAF. Необходимо было сохранить финансовое здоровье организации, и я был готов пойти на этот компромисс». Кстати, ничего личного, но сегодняшний руководитель мировой легкой атлетики Себастьян Коэ был у Диака вице-президентом с 2007 по 2015 год.
«Неприятно осознавать тот факт, что наши ведущие легкоатлеты стали заложниками World Athletics… Любое нарушение, которое фиксируется в той или иной федерации, требует каких-то штрафных санкций, и это понятно. Но на сегодняшний день мы ясно видим, как из мирового спорта по разным причинам уходят финансы... Есть материалы в открытом доступе о финансовых результатах World Athletics. Согласно опубликованным данным, в 2017 и 2018 годах у этой организации был отрицательный баланс по 20 миллионов долларов. По итогам 2019 года World Athletics уже запросила у МОК средства от будущих доходов с продажи телевизионных прав на трансляции соревнований Токио-2020. Если World Athletics выходит сейчас с такой просьбой, значит, финансовое положение не самое крепкое», — считает Станислав Поздняков.
● ● ●
Мы можем видеть свою правду. И можем обижаться. Искать и находить параллели в разных делах. Поправка здоровья за счет России? Как там Диак сказал: прятал допингеров для финансового благополучия организации? А сейчас еще и совсем трудные времена. Но вопрос-то только один: когда штраф был наложен и озвучен дискриминации не было? Юрий Ганус, руководитель РУСАДА, уже заметил: на этот вызов ВФЛА ответ World Athletics последует «предельно жесткий», а «наша легкая атлетика будет отброшена на многие годы назад».
Стоит ли считать заявление ВФЛА о «дискриминации» российских легкоатлетов почти констатацией факта: денег нет, платить никто не будет? Соломка уже лежит. Правда, падать легкой атлетике России совсем уж некуда.
Спортсмены продолжают собирать и отправлять документы на получение нейтрального статуса. Им хочется реализовать то, что нарабатывали годами. И семьи кормить тоже хочется. Сегодня они снова оказываются в шаге от запрета на профессию. Не уезжают, не меняют гражданство, хлебают беды полной ложкой.