Повтор — гола вор: как система VAR изменит российский футбол
Свершилось! В российском футболе прошли первые официальные матчи, в которых судьи имели возможность пользоваться помощью системы VAR (Video Assistant Referee). Полноценная обкатка использования видеоповторов на отечественных стадионах прошла еще во время домашнего для нас чемпионата мира, и опыт был признан успешным. Теперь запустить призванное свести на нет вероятность судейской ошибки до минимума чудо техники мы пытаемся своими силами. И в каждом из двух проведенных матчей при помощи VAR главным арбитром принимались повлиявшие на итоговый результат решения. А вопросы к самой системе и ее использованию как были, так и остались.
Фото: fifa.com
Чуть меньше года назад техническое нововведение в подавляющем большинстве случаев болельщиками было воспринято если не на ура, то весьма оптимистично. Это было интересно, потому что было в новинку. Сейчас этот эффект новизны сошел на нет.
Что VAR — игрушка не из дешевых, было известно с самого начала, но с приближением момента ввода в эксплуатацию системы стали всплывать существенные нюансы.
Большинство из них, несомненно, преодолимы. Установить на всех стадионах сразу? Так это мы уже проходили с пластиковыми сиденьями и подогревом полей. Лига приказала — клубы выполнили. С обслуживающим персоналом все несколько сложнее. Для работы с системой необходима опытная команда, синхронизация действий членов которой должна быть на высочайшем уровне. Но и эта проблема преодолима. А вот подружить арбитров с системой куда сложнее.
Еще на встречах с руководством судейского корпуса ФИФА во время мундиаля в речах выдающихся арбитров, которые сами еще несколько лет назад обслуживали финалы мировых первенств и Лиги чемпионов, было сложно не уловить ревнивые нотки. Собственно, сами экс-рефери и не пытались скрывать, что неизбежное при использовании VAR сужение зоны ответственности главного арбитра и его помощников принижает статус судей и их роль в футбольном матче. Здесь логика предельно проста и прямолинейна: любое обращение к системе во время игры как минимум публично ставит под сомнение уже принятое рефери решение, а в худшем случае делает очевидной его ошибку. По сути, для арбитров система VAR — что навигатор для водителя автомобиля. Только такой навигатор, который в случае нарушения правил доложит об этом в ГИБДД, а то и вовсе сам штраф выпишет. Скажете, плевать на переживания арбитров? Нечего сопли распускать? Но в этом отношении самих судей к VAR, как мне видится, заключена и вся суть неприятия определенной частью любителей футбола системы видеоповторов.
Выступление против VAR как таковой сродни недовольству техническим прогрессом или природным явлением. В том смысле, что смысла не имеет. Да, практически во всех видах спорта видеоповторы давно используются, и даже удивительно, что до футбола видеоассистенты добрались едва ли не в последнюю очередь. Но и причина легко объяснима, ведь цифровой помощник высасывает жизнь из едва ли не самой живой его составляющей — арбитражной.
Глубоко убежден, что «рука бога», которой Диего Марадона забил свой самый знаменитый гол в четвертьфинале ЧМ-1986 англичанам, в футбольной истории занимает не менее значимое место, чем чемпионский титул аргентинцев на том же турнире. И четыре неназначенных пенальти в ворота хозяев чешским арбитром Крондлом в матче Болгария–Россия, ставшие препятствием для нашей национальной сборной на ЧМ-1998, — из той же оперы. Пусть эти блюда подгорели во время приготовления, но именно они в итоге стали главными на футбольном столе, а их достоверный рецепт многие пытаются разгадать по сей день. Ни в коем случае не призываю арбитров намеренно совершать ошибки, чтобы дать любителям футбольных разговоров пищу для обсуждений. Но вместе с правом арбитра на ошибку футбол теряет довольно значительную и яркую свою составляющую.
Если же рассуждать совсем прямолинейно, то вот к чему приведет в конечном счете использование VAR в России. Веру в некую высшую справедливость из человеческой натуры не выкорчевать. Как всегда найдется в душе место и для сомнений. Если сегодня после спорного судейского решения имеется точный адресат претензий в лице главного арбитра, то на кого вешать собак в случае, когда был использован видеоповтор? В условиях общей подозрительности, довольно часто граничащей в России с попытками раскрыть глобальный заговор против чего-либо, сама идея VAR у нас может принципиально исказиться.
Какие основные требования к системе? Сделать работу судейской бригады несколько проще и исключить возможность ошибки рефери. В наших реалиях это может принять неожиданные формы. Моделируем ситуацию. Спорный момент на поле вроде того, в котором после просмотра видеоповтора в матче «Локомотив» — «Ростов» в ворота гостей был назначен пенальти. Уверен, что значительная часть поклонников «Локо» до сих пор убеждена, что фола на Романе Еременко со стороны игрока москвичей не было. И тут возникает извечный вопрос: а кто же виноват? Неизвестный дяденька, который подбирал наиболее удачный кадр, сидя за мониторами, не рискуя при этом ни собственным авторитетом, ни заработком, ни целостностью лица? А закончится все чем, догадываетесь? Конечно же, разговорами о заговоре. Заговоре руководства лиги против отдельно взятого клуба. Или о покровительстве лиги одному из клубов.
Сам алгоритм работы системы VAR не предусматривает какой-либо ответственности в случае ошибки. Работа ее операторов остается за скобками матча — на виду лишь конечное решение. И поверьте, времени на то, чтобы объединить в единую цепь отдельно взятые спорные моменты и влияние на процесс футбольного руководства, потребуется совсем немного. Кажется, что уже сейчас, когда до полноценного ввода системы VAR остается довольно много времени, можно расслышать злой болельщицкий шепот на трибуне: «Да им дали четкие указания подбирать удобный повтор». Кто дал? А тут у кого на что фантазии хватит.
Если еще проще, то VAR — отличная находка для тех футбольных стран, где к работе арбитров традиционно относятся уважительно. У нас этого уважения как не было, так и нет. При этом условии наивно рассчитывать на принципиальные положительные изменения от ввода новомодного оборудования. Мы всего лишь перенаправим вектор болельщицкого негодования с конкретного обвиняемого (арбитра) на загадочных и безымянных деляг, которые якобы умело дергают за нужные ниточки в Доме футбола. И если фанатская способность понять и простить простого смертного арбитра имеет вполне естественное происхождение, то ждать снисхождения к властям (в данном случае футбольным) точно не приходится. Так, может, и не стоит тогда эту кашу заваривать? Ведь потом расхлебывать придется.