Владелец «Спартака» Леонид Федун на днях заявил об очередной революции, пообещав к 2023 году отдать клуб болельщикам. Что имел в виду Леонид Арнольдович и как это сделать технически? Есть ли шанс, что это сработает в нашем футболе и не загубит клуб? На эти вопросы «МК» ответил руководитель школы RMA и факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» Кирилл КУЛАКОВ.
фото: kremlin.ru
Леонид Федун
- Леонид Федун в интервью «Чемпионату» взорвал небольшую бомбу, пообещав отдать клуб болельщикам к 2023 году. При этом, по его словам, до того, как это решение принять, изучался в частности испанский опыт. Объясните, пожалуйста, что именно владелец «Спартака» имел в виду?
- Федун, вероятно, говорит о той схеме, которая традиционно сложилась в мадридском «Реале», в «Барселоне», во многих португальских и латиноамериканских командах, которыми формально владеют члены клубов, так называемые «сосьос» в испанском варианте произношения или «сосьош» в португальском. Они платят членские взносы и пользуются некоторыми скидками и привилегиями – в частности, при приобретении билетов, сезонных абонементов, клубной атрибутики, и так далее. Но самое главное: они имеют право участвовать в выборах президента, причем чем дольше человек состоит в клубе, тем больше весит его голос на выборах. Условно говоря, волеизъявление сосьо с 20-летним стажем засчитывается как пять поданных голосов, в то время как голос, поданный «первогодком», оценивается в единицу.
- По словам Федуна, он рассчитывает в первую очередь на 20 тысяч активных владельцев абонементов. Получается, что они станут спартаковскими «сосьос»?
- Сложно сказать, что в данном случае имеет в виду Леонид Арнольдович, но в той же Испании понятия «сосьос» и «держатели абонементов» вовсе не тождественны. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на последние данные о количестве сосьос испанских клубов и сопоставить их с вместимостью домашних стадионов соответствующих команд. Например, «Камп Ноу», на котором играет «Барселона», испанский лидер по количеству членов клуба (их около 182 тысяч), вмещает 99 тысяч человек, новый стадион мадридского «Атлетико» (150 тысяч сосьос) – 68 тысяч, а «Сантьяго Бернабеу», арена «Реала» (110 тысяч членов клуба) -- 81 тысячу. То есть нужно понимать, что сосьос к клубным абонементам могут не иметь вообще никакого отношения, они могут жить в другом городе и даже в другой, очень далекой стране. Например, у «Бенфики», мирового лидера по количеству членов клуба (больше 270 тысяч человек), много сосьос в Бразилии. Понятно, что оттуда на матчи клуба в Португалии не наездишься.
- О таких владелец «Спартака» тоже вспомнил, сказав, что для регионов разработают отдельную программу с членскими взносами...
- Опять-таки: мне сложно комментировать сказанное Леонидом Арнольдовичем, но если мы говорим об опыте Испании, который «Спартаком» вроде бы изучался, то там членские взносы платят все члены клуба, независимо от места их проживания. Именно это и является основанием, дающим право на участие в выборах президента.
- Каков размер этих взносов?
- Разный. В «Реале», например, в среднем, около 150 евро с человека, в «Барселоне» - чуть больше 180 евро в год. На фоне других бюджетных статей – не самые значительные цифры: примерно 6-7 процентов от общего объема доходов, и это с учетом сумм заплаченных сосьос за свои сезонные абонементы. Таким образом, даже если предположить, что в 2023 году «Спартак», как выражается Федун, «отправится в свободное плавание», основу его финансовой стабильности уж точно будут составлять не членские взносы, а все те же, что и сейчас деньги спонсоров, выручка от match day, поступления от телевизионного контракта, продаж атрибутики, и так далее.
- Как стать членом клуба в Испании?
- Это довольно сложная процедура. Например, в «Барселоне» на быстрый прием в ряды сосьос могут рассчитывать только родственники тех, кто членами клуба уже является. Всем остальным приходится ждать решения вопроса в течение весьма длительного времени, иногда – до пяти лет. С другой стороны, вступление в члены клуба вовсе не означает мгновенного получения права на выкуп сезонного абонемента. Новоиспеченным сосьос «Барселоны» такая возможность предоставляется не раньше, чем через пять лет после вступления в клуб: практически все матчи «Барсы» проходят при аншлаге, а в так называемом «листе ожидания» на приобретение абонемента числятся до полутора десятков тысяч человек.
- Леонид Арнольдович также сказал, что болельщики смогут определять дизайн формы и влиять на трансферную политику. Но тех же сосьос на трансферную поляну не пускают, насколько известно...
- На принятие некоторых важных стратегических и имиджевых решений в Испании сосьос влиять могут. Например, в «Барселоне» они утверждали план реконструкции «Камп Ноу», с ними обсуждался редизайн эмблемы клуба. Но – в оперативное управление клубом они не вмешиваются никогда. И, уж конечно, не выдерживает никакой критики утверждение о том, что болельщики будто бы могут определять трансферную политику. Ничего подобного нет нигде в мире, и мне сложно представить себе профессиональный футбольный клуб, который жил бы по таким правилам.
- Как по вашему, у «реформы Федуна» есть шансы на успех в наших реалиях?
- Леонид Арнольдович сам признает, что находится под обаянием расхожей формулировки «Спартак» - народная команда», так что определенная логика в его нынешних словах и намерениях, наверное, присутствует. С другой стороны, не секрет, что формулировка это еще советская. Что означает она теперь, какая философия, какая концепция развития за нею стоят – никем в клубе четко не сформулировано. Кроме того, есть еще один момент: все иностранные клубы, принадлежащие своим болельщикам, именно такими сто и более лет тому назад и задумывались, и они эти сто и более лет так и прожили.
Я сейчас вспомнил историю, которую моим студентам рассказали в футбольном клубе «Васку да Гама», где мы побывали во время нашей латиноамериканской стажировки. У них стадион в 1927 году был построен именно на деньги сосьош, и тысяча из них, те, кто сделали самые большие взносы, получили так называемые «бессмертные» абонементы с правом передачи их по наследству. И вот прошли уже больше 90 лет, и не один из этих наследников ни одного такого абонемента ни разу не сдал и не перепродал. То есть вы понимаете, о чем я говорю? Там, в Бразилии, в Испании, в Португалии, система сосьос – это базовый элемент. Это - история. Это – традиция. Это, если хотите, ДНК соответствующих клубов. Но – не «Спартака». И я могу сказать, что не знаю ни одной команды, по крайней мере такого уровня, как «Спартак», которая бы принадлежала частному лицу, представителю крупного бизнеса, а затем вдруг была передана им в управление болельщикам с обещанием полностью отойти от дел. Вот просто не было в мире такой истории. Все, конечно, когда-нибудь случается в первый раз, но, честно говоря, я думаю, что если дело дойдет до претворения «реформы Федуна» в жизнь, успехом это не закончится.