Она снова выиграла последний чемпионат Европы, вернувшись после травмы спины, что заставила пропустить два года. И, казалось бы, перед Марией Пасекой почти на финишной прямой к главному старту четырехлетия открылся путь и к новым наградам. Но многократный призер Олимпийских игр и двукратная чемпионка мира объявила о приостановке карьеры.
Фото: Елена Михайлова / ФСГР
— Маша, это ведь нельзя назвать «вирусным» настроением? Дело не в карантине?
— Нет, конечно. Карантин — ни для кого не подарок, но к моему решению не имеет отношения. Пока беру паузу.
— «Приостановка соревновательной деятельности» — эти слова в спорте всегда вызывают много вопросов. Главный: а не навсегда ли уход с помоста?
— К новому циклу я вернусь.
— Как считать годы будем? Из-за переноса Игр сейчас даже циклы олимпийские — не совсем стандарт…
— Как пройдут Игры-2020, так и приступлю официально к тренировкам.
— В чем конкретная причина такого решения?
— Во-первых, последние старты проходили совсем не так благополучно, как я планировала. Я даже объяснить не могу, почему так, но выступления, которые были — 8-е и 11-е места, — меня совершенно не устраивали. Поэтому решила пока взять паузу, может быть, морально отдохнуть: все-таки 19 лет в спорте. А к новому циклу — вернуться.
— Осознаете, что в слове «приостановка» могут за год потеряться три первые буквы?
— Нет-нет, это не про меня: говорят «пауза», а потом заканчивают. Те, кто знает, что такое побеждать, просто не хотят соглашаться на другие места, они их не устраивают. И мне не хочется остановиться на 11-м месте. Значит, нужно найти что-то новое, чтобы вернуть свое. Хочется, чтобы все было правильно: как ты красиво зашла в спорт, так и ушла.
— Вас даже главный тренер сборной по спортивной гимнастике Андрей Родионенко называл всегда «фартовой». Думаете…
— Видимо, сейчас фарт закончился? Наверное — но на время. Я не отобралась через индивидуальные старты на Олимпийские игры, да и по существующим правилам на этот цикл команде нужны многоборки, те гимнастки, которые хорошо владеют не одним снарядом. А на следующий цикл возвращается другое правило: команда снова будет состоять из пяти, а не четырех человек. Я как раз тем самым пятым — на прыжок — и была на предыдущих Играх, и каждый раз завоевывала личную медаль.
— Но уже за год на помосте появятся бывшие юниорки…
— …и я об этом не могу, конечно, не думать. Если после возвращения смогу выдержать конкуренцию с молодыми девочками сборной, покажу, что не растратила выносливость и умение, то, надеюсь, все еще и сложится с третьими Играми в карьере. Работать придется, конечно, много. А для этого и надо подойти к снаряду морально и физически здоровой. У нас же в гимнастике как? Чтобы, например, выучить новый элемент и стабильно его исполнять, нужно порой несколько лет. Скажем, прыжок 2,5 винта я выучила в 2012 году, а стабильно его прыгать начала только через пару лет. Сегодня же еще очень ценится качество исполнения. Но все возможно — и конкуренция с молодыми тоже. Если знаешь, ради чего. Я на чемпионат мира в Монреаль-2017, например, ехала с желанием выиграть его и уйти. Выиграла. А потом сделала как раз операцию на спине и… заскучала в обычной жизни. «Хочу, хочу, хочу» — билось каждый день в голове.
Когда есть желание и ты понимаешь, что должен обязательно попробовать, на что-то решиться, чтобы потом локти не кусать всю жизнь, — надо делать. Надо слушать себя.
Фото: Елена Михайлова / ФСГР
— Все равно не очень понимаю: кроме Олимпийских игр есть еще и другие старты. В свете сложившейся сегодня ситуации со всем мировым спортом ценность любой медали будут только расти. Зачем приостанавливать карьеру? Вы, получилось, пропустили много из-за травмы, теперь — новый уход…
— Но если я не поеду на Олимпийские игры, да и ближайших соревнований нет, какой смысл сейчас «двигать» прооперированную спину? Ведь спина — как двигатель у машины, перегружать ее просто так страшно. Если ты полностью здорова — можно выступать везде. Но… Вот я была недавно на старте в Баку, получила травму ноги. Не самая большая травма — «перебила» икроножную мышцу. Но это в 16 лет чувство самосохранения немного затуплено — вроде и боишься, но уверен: все пройдет! А тут я прыгнула и поняла: что убиваться-то, когда нет результата? Два старта — не просто мимо, а хуже некуда. Мне, видимо, боженька уже говорит: давай, Маш, успокоимся на время.
— Может, Токио-2020 изначально не были вашими Играми?
— Нет, были. Как раз для меня. Я хотела, горела, выиграла чемпионат Европы, была очень сильно заряжена на движение вперед, но потом в какой-то момент получилось вот так. Вернее, стало не получаться как надо. Вроде все гладко идет и идет, а потом резко обрывается — и не получается. И тут уж как ты ни крутись, ни вертись… Если не получается, что нужно делать: отойти в сторону и переждать или убить себя?..
А мечта моя о «золоте» Игр никуда не делась: «серебро» и «бронза» есть (три «серебра» и «бронза». — Ред.). Я хочу пройти до конца свой путь в спорте. Я себе должна доказать, что смогу. Или хотя бы сделала все что могла. Не получится после перерыва усложнить программу — значит, буду доводить до совершенства то, что уже есть, делать упор на качество.
— Когда нет жестких планов на год, то женщина…
— Если говорить об этом, то — да, я постараюсь зачать ребенка, детей-то уже хочется! Потом, конечно, трудно будет отрывать от себя малыша, но все вопросы надо решать по мере поступления. И об этих планах лучше много не рассуждать. Как бог даст.
— Я вообще-то о самодисциплине хотела спросить: хватит ли ее? И что сказала ваша тренер Марина Ульянкина при принятии решения?
— Марина Геннадьевна спросила: «Приостановить? Может, все же закончить?» Я: «Нет, сделаем паузу!» Она в шутку так: «У тебя же спина… Я не буду тебя восстанавливать». Я опять: «Вы же знаете: я приду и вас уговорю». У нас с тренером ведь такие отношения: я ей право выбора, так получается, не даю. И она мне, уверена и знаю, поможет. А может, Токио и еще раз перенесут, и я успею и на ближайшие Игры…
— Маша, остановитесь, вы понимаете, что от этих слов сейчас могут вздрогнуть миллионы?
— Ой, согласна! Но я имела в виду не из-за коронавируса, а что не готовы будут структуры — финансово и организационно; сочтут, что через два года будет проще провести из каких-то соображений.
И еще совет хочу всем дать: занимайтесь дома сейчас какими-то упражнениями обязательно! Потому что так даже проще — настроение поднимете. А уж спортивное тело, приученное к нагрузке, должно ее получать обязательно, иначе запутается в ощущениях. И распутывать потом будет сложно. Руки мойте, само собой, — об этом можно, наверное, уже и не говорить.
— Последний вопрос: вы реально думаете, что «распутаете» свои ощущения через год? Или все мысли из серии «я сам обманываться рад»?
— Я же фартовая, сами об этом вспомнили. Да я и не запутывалась: просто грамотно разложила силы.