В очередном выпуске рубрики, запущенной «МК» совместно с Объединением отечественных тренеров, мы обсудили вопросы подготовки к заключительной части футбольного сезона-2019/20. В качестве эксперта от тренерского цеха выступил один из самых опытных и авторитетных специалистов в нашем футболе Гаджи Гаджиев, работавший в разные годы с такими командами, как «Анжи», «Крылья Советов», «Сатурн», «Волга», «Амкар», и входивший в тренерские штабы различных сборных СССР и России.
фото: FC-ANJI.RU
— Гаджи Муслимович, происходящее сейчас в мире — настоящая социальная трагедия, но при этом со спортивной точки зрения и определенный вызов тренерскому цеху. Никогда раньше наставникам не доводилось оказываться в подобной ситуации.
— Нанесенный пандемией вред очевиден, но появляется и возможность многое переосмыслить. Если говорить о футболе, то и до коронавируса было понятно, что требуются серьезные изменения. Наша футбольная экономика находится на очень низком уровне, а как сделать ее более правильной и эффективной, сейчас самое время задуматься. Мы знаем, как обстоят дела в развитых футбольных странах, где клубы имеют гораздо большие, чем российские команды, бюджеты, но сами зарабатывают средства для их наполнения. А у нас это не получается.
Да, сложившаяся ситуация в каком-то смысле вызов. В том числе и для тренеров. Если подходить к ней с мыслью, что мы и так все знаем и умеем, то вряд ли удастся извлечь из этого полезный урок. Но ни одна система подготовки не может считаться совершенной, как и любая модель игры. Вынужденная пауза в чемпионате поможет это понять и научиться новому.
Отдельно выделил бы вопрос с индивидуальной работой с футболистами и выводом их на более высокий, европейский уровень. Считаю, что именно в этом компоненте у нас есть серьезные проблемы, которые становятся наиболее заметными, когда наши игроки выходят на международную арену и не всегда там конкурентоспособны. Сколько российских футболистов войдет в сотню лучших в мире? Один, а может, ни одного вовсе! Здесь и недорабатываем.
— Если футбольный чемпионат будет доигран, то клубам РПЛ придется играть в непривычно плотном графике по 2 матча в неделю. Для подготовки будет не так много времени. На чем вы бы сделали акцент: физике, тактике, психологии?
— На первое место поставлю самоподготовку. Оказавшись в режиме самоизоляции, игроки наверняка получили индивидуальные программы поддержания физических кондиций в домашних условиях. Если этого не произошло, то после возвращения на поле возникнут серьезные проблемы. Но если футболисты занимались системно беговыми и силовыми упражнениями (а такая возможность, не сомневаюсь, была практически у каждого профессионального спортсмена), то потеря физической формы будет незначительной. А в плане силовой подготовки некоторые могут и вовсе прибавить.
— Есть риск, что называется, перекачаться.
— Существует мнение, что силовая подготовка может пойти во вред координации, но это полная чушь. Если сильные ноги, то ничто не помешает тебе устойчиво стоять на поле. При правильной, повторюсь, работе. А вот игровой тонус, который является скорее жаргонным понятием, чем профессиональным, несомненно, будет за время паузы утерян. Так что после выхода из карантина следует особое внимание уделить работе с мячом. Существует множество упражнений, направленных на моделирование в тренировочном процессе игровых ситуаций. В умении правильно подобрать эти упражнения и организовать грамотную подготовку как всей команды, так и каждого игрока в отдельности частично и заключается тренерское мастерство.
Есть и психологическая составляющая. На должном уровне мотивации и силы характера игроки способны преодолевать игровые трудности. Важно это и в ходе тренировок. Спортсмен должен преодолевать трудности ежедневно, привыкая постоянно находиться в соревновательном процессе с соперником или самим собой. Думаю, что за время вынужденного перерыва игроки заскучают по футболу и вернутся на поля с удовольствием и азартом.
фото: Геннадий Черкасов
— В помощь тренерам и футболистам и предложение ФИФА разрешить 5 замен по ходу матчей вместо трех.
— А когда-то замен ведь вообще не было. Вспомните, как играл со сломанной ключицей Николай Тищенко (в полуфинале Олимпиады-1956 игрок советской сборной не покинул поле даже после перелома и доиграл до конца, что позволило команде выйти в финал. — Авт.). Если количество замен действительно будет решено увеличить, то это пойдет только на пользу. Зрелищность игры зависит от ее интенсивности. Лишняя возможность освежить состав позволит поддерживать динамику. Хотелось бы только избежать затяжки времени, которая может случиться из-за этих замен.
Полагаю, что такое нововведение в футбольных правилах может быть целесообразным не только в нынешних условиях, но и остаться навсегда. В заявке футбольной команды 23 игрока, а выходят на поле лишь 11 и еще максимум 3 на замену. Дополнительные замены могут помочь в том числе и психологически тем, кто чаще остается на скамейке запасных.
— Сложно подготовить команду к отрезку чемпионата всего из 8 матчей в ограниченный срок?
— Число матчей небольшое, так что этот цикл вполне можно провести на высоком уровне. Это сопоставимо с той нагрузкой, которая выпадает на игроков сборных, скажем, на чемпионатах мира. Но отмечу, что уровень игры не всегда связан с количеством набранных очков, ведь при равной игре вы можете как выиграть, так и проиграть. Так что речь идет не об успешности выступления, а о степени готовности.
— А если смотреть дальше? 8 туров будут доиграны, и почти сразу же стартует следующее национальное первенство.
— Не вижу в этом большой проблемы. Здесь важен индивидуальный подход, понимание особенностей организма каждого футболиста. Кому-то на восстановление после матча надо 48 часов, а кому-то 72. Сыграть 8 матчей, дать игрокам микропаузу и начать подготовку к следующему циклу. Ведь примерно так же мы и играли при системе «весна–осень».
— Не чужие вам «Крылья Советов», с которыми вы брали медали российского чемпионата, по итогам 22 туров находятся в зоне вылета. Почему?
— Результат каждого матча зависит от множества факторов. Не находясь внутри коллектива, нельзя знать все особенности работы. Возглавляющий самарцев Миодраг Божович — опытный тренер, и не могу сказать, что в его работе мне видны грубые ошибки или просчеты. А к селекции самарцев у меня есть определенные вопросы. Когда за короткий промежуток времени через команду проходит большое количество игроков, то сложно создать боевой коллектив. Все же футбол — игра командная. Получается, что есть определенные управленческие недоработки. Самара — очень футбольный город. Есть все условия, чтобы иметь клуб, находящийся в середине турнирной таблицы, но точно не ведущий борьбу за выживание. Переживаю, конечно, за команду.
— Не потеря ли бомбардира Александра Соболева так подкосила «Крылья»?
— В моей тренерской карьере так сложилось, что я все время испытывал дефицит форвардов, где бы ни работал. Нехватку игроков обороны восполнить значительно легче, чем атакующих. В защите можно успешно играть за счет слаженных командных действий, дисциплины, хорошей физической готовности. Нападающие же — штучный товар, в их действиях должна быть изюминка. Случались моменты, когда, лишаясь последнего форварда, мои команды попадали в крайне тяжелые ситуации. Так что потеря Соболева для самарцев довольно болезненна, но все же не критична.
— А как оцените Соболева в «Спартаке»? Насколько игрок и команда подходят друг другу?
— Дело нападающего — забивать, создавать опасность у чужих ворот. Не всегда даже выдающиеся форварды с громким именем проявляли себя в составах ведущих мировых сборных. А бывает и так, что нападающий может простоять весь матч, но без забитого гола с поля не уйдет. Соболев обладает набором хороших футбольных качеств и, уверен, может еще заметно прибавить, но необходимо работать над этим.
Это к слову о том, что мы не доводим игроков до максимального уровня. Находясь в режиме самоизоляции, у меня появилась возможность не только читать футбольные книги, но и самому довольно много писать. И большинство моих последних трудов посвящено именно теме индивидуальной подготовки и развития.
— А что с «Ахматом», который вряд ли кто-то ожидал увидеть на последнем месте?
— Могу лишь согласиться, что результаты грозненцев удивляют. Такого точно никто не мог предположить. Не секрет, что внимание со стороны властей к команде значительное. А вот трибуны пустые. При отсутствии мощной поддержки своих зрителей приходится тяжело, ведь практически любая команда набирает на своем поле очков больше, чем на выезде. Но объяснения ситуации, в которой оказался «Ахмат», у меня нет. Для меня то, что эта крепкая команда середины таблицы, – факт. А какие факторы или их последовательность стали определяющими в текущем положении, — не могу утверждать с уверенностью.
— Тут на днях вспоминали первый гол Роберто Карлоса в чемпионатах России, который тот забил в ворота «Динамо». В том матче 25 апреля 2011 года с тренерской скамейки «Анжи» командовали именно вы. Какие воспоминания остались у вас о самом звездном игроке в истории отечественных первенств?
— Мне запомнился момент не из матча в Химках с «Динамо», а из игры в Самаре месяцами двумя позже. Мы крупно вели в счете, и тут в Роберто Карлоса с трибун кто-то бросил банан. Мы его быстро заменили. Не могу сказать, что бразилец рыдал, но слезы у него на глазах были. Я ему тогда сказал: «Здесь присутствуют тысячи болельщиков, которые так восторженно тебя приветствовали, и нашелся лишь один недалекий».
Карлос, конечно, был настоящей душой компании, очень простой в общении. Он ведь выходец из совсем не богатой семьи, простой парень. В Самаре он расплакался абсолютно искренне, не на камеры, а от души. Он ведь приглашал нашего администратора к себе в Бразилию в гости на 2 недели и даже подарил тому квартиру. Весь мир знает его как выдающегося игрока, но он и человек хороший. Впрочем, добрые воспоминания у меня сохранились не только о нем, но и практически о каждом игроке того «Анжи»: и о Жоао Карлосе, и о Самуэле Это’О, и о Буссуфа, и о Диарра.
— Кстати, в том матче, в котором Карлос забил свой первый гол, болельщики лучшим признали не его. Он был душой команды в раздевалке или и на поле оставался лидером?
— Ему было уже 37, и он, конечно, растерял часть своих футбольных качеств. Работоспособность и мотивация были в силу возраста не максимальными. Помню, как он играл первый матч, до которого успел лишь пару раз принять участие в тренировках. Наше поле было не готово, так что принимали «Зенит» в Грозном. И Роберто раз за разом упускал Алексея Ионова за спину. Можно сказать, что не бежал. Помню, пришел после матча в раздевалку Рамзан Кадыров и сказал: «Ну что, звезда, здесь еще и бегать надо».
Но мастерство, понимание игры были при Роберто Карлосе. Позже я решил перевести его с фланга в опорную зону, где он и в отборе действовал превосходно, и пас мог сделать отличный на любую дистанцию, и пробить по воротам, подключившись к атаке, мог здорово. Карлос отлично помог на том этапе команде, которая довольно уверенно держалась в турнирной таблице вслед за лидерами-медалистами.