Футбол на руинах: как сталинградское «Динамо» обыграло «Спартак»
В истории футбола известно несколько матчей, сыгранных на грани жизни и смерти. Это наполненные полного драматизма во времена Великой Отечественной войны матч в блокадном Ленинграде, и «матч смерти» в оккупированном немцами Киеве. Они уже давно и подробно описаны в СМИ, им посвящены художественные и документальные фильмы.
Фото: fclmnews.ru
Мне хотелось бы рассказать о малоизвестных эпизодах еще одного футбольного ристалища, состоявшегося в разрушенном до основания Сталинграде всего через три месяца после его освобождения от немцев.
…Шел третий год Великой Отечественной. Немцев разбили под Москвой. Великой победой наших войск завершилось окружение армий Паулюса на Волге в ходе Сталинградской битвы. Разрушились планы Гитлера: с захватом Сталинграда перекрыть все жизненно важные для советских граждан коммуникации, которые соединяли центр страны с южными районами, в частности, с Кавказом, его нефтяными месторождениями.
«Возможность окончания войны путем нашего наступления на Востоке провалилась и больше не существует», – писали немецкие солдаты. «Никто из нас не вернется в Германию. Чуда не произойдет. Время перешло на сторону русских», – такую запись из сталинградского дневника немецкого офицера «раскопали» военные следопыты. Война повернула на Запад. Советские войска пошли в наступление по всем фронтам.
Великий перелом в войне вызвал настоящий душевный подъем. Выживший в кровавой мясорубке народ с утроенной энергией взялся за восстановление разрушенных городов и сел. В войсках же крепла жгучая ненависть к врагу, жажда возмездия: продолжать бить немцев, гнать и гнать их с родной земли!
Возвращалась к жизни Москва: реже стали звучать сигналы воздушной тревоги, открылись магазины и продуктовые лавки, на улицах появились люди, возобновился чемпионат города по футболу…
Сталинград, некогда один из красивейших городов на Волге, до основания разрушенный, буквально стертый с лица земли, с огромным трудом, титаническими усилиями уцелевших жителей и всей страны, пришедшей на помощь, стал оживать. Пришла весна. Стала возвращаться жизнь – и, чудо, вернулся футбол!
…Апрель 1943 года. Москва. Сокольники. Ширяево поле. Вотчина московского «Спартака». Далеко разносятся так знакомые с детства удары по мячу…
– Акимыч, держи в нижний угол! – по-свойски обращается к Анатолию Акимову, корифею ворот, известный «технарь» Георгий Глазков. И точно, несмотря на отчаянный бросок вратаря, кладет мяч в нижний угол.
Долговязый, в измазанном землей и песком вратарском свитере, с надвинутой на глаза кепкой, знаменитый голкипер Акимов, поднимаясь с земли, улыбается.
– Так бы почаще в игре… – бросает он Глазкову.
Тренируются мастера московского «Спартака». Игроки полукругом расположились у штрафных площадок: идет отработка ударов по воротам. На противоположной стороне, на деревянной трибуне, где пригревало весеннее солнце, расположилась небольшая группа стариков – спартаковских болельщиков, не пропускающих ни одного матча своих кумиров, ни одной тренировки.
На поле – знакомые лица. Четыре однофамильца – Соколовы: стройный атлет, капитан команды, защитник Виктор, выступавшие в том же амплуа Василий и Борис (их трио болельщики предвоенной поры за великолепную игру в обороне называли «линией Мажино») и нападающий, лучший бомбардир оборванного войной чемпионата СССР 1941 года Алексей. Его партнеры по линии атаки Георгий Глазков и Олег Тимаков. Все – с хорошо поставленными ударами. А еще – Анатолий Сеглин, Николай Морозов, Константин Малинин, Владимир Степанов, Серафим Холодков, Владимир Щагин. В одних воротах – непробиваемый Анатолий Акимов, в других – его сменщик Алексей Леонтьев. У всех – весенний, боевой настрой.
Вдруг у ворот спартаковского стадиона остановилось несколько легковых машин. Небольшая группа солидных людей, выйдя из них, направилась к футбольному полю. Тренировка замерла. Игроки обступили прибывших.
– Всю команду срочно – во Всесоюзный спорткомитет! Переодевайтесь, и срочно выезжаем…
Через много лет Анатолий Акимов вспоминал:
«Председатель спорткомитета, не в силах скрыть удивления, объявил нам: «Получена просьба из Сталинграда прислать команду на спортивный праздник. Понимаете, что это значит, товарищи?!» Мы, конечно, понимали, но спрашивали друг друга: с кем играть будем?.. Честно говоря, – продолжал Акимов, – мы не ожидали встретить в лице наскоро сколоченной команды серьезных соперников. И жестоко ошиблись».
…В футбольном чемпионате СССР 1941 года сталинградский «Трактор», опережая своих земляков – местное «Динамо», шел на почетном четвертом месте. Немцы уже рвались вглубь страны, а турнир продолжался. 24 июня в Донецке сталинградцы обыграли местный «Стахановец» – 3:2. Обычно заполненный болельщиками, стадион в тот вечер был полупустым, футболисты и зрители то и дело задирали головы: над городом в любой момент могли появиться немецкие бомбардировщики…
Этот матч оказался последним в том чемпионате. Следующая игра должна была состояться в Минске, но войска вермахта уже вышли на подступы к белорусской столице. Из воспоминаний одного из игроков «Трактора»: «С трудом связались с Москвой. Ответ был категоричен: отправляйтесь домой, в Сталинград, ваша помощь нужна родному городу».
И футболисты заявили: «Считать весь состав команды мобилизованным». Вернулись на родной Сталинградский тракторный – и встали за станки. Все для фронта, все для победы! Работали не до седьмого, а до двадцать седьмого пота. С завода не уходили неделями, спали по очереди на трехъярусных нарах, подстилках, ватниках между станками – но производство танков, бомб, мин, снарядов не останавливалось. Когда выпадали короткие передышки-перекуры, игроки «Трактора» все же выходили постучать по мячу. Футбол не отпускал…
Последнюю товарищескую игру сталинградцы провели на стадионе «Динамо» летом 1942 года. Город уже бомбили, но зрителей собралось немало. Болельщики сидели молча, хладнокровно досматривая матч до конца. Один из самолетов с крестами на фюзеляже прошел на бреющем полете над футбольным полем. Кто-то говорил потом, что его сбили…
В следующий раз в футбол сыграть удалось не скоро. Война подошла к стенам Сталинграда. Немцы любой ценой хотели овладеть городом, бомбили непрерывно, не оставляя камня на камне. Сталинград пылал, сама Волга горела, но город стойко держал оборону.
Суров был приказ №227 Верховного Главнокомандующего: «Пора кончить отступление… Ни шагу назад!»
В боевых группах особого назначения, выполнявших дерзкие вылазки в расположение врага, участвовали многие известные в городе футболисты: Владимир Зуев, Иван Фролов, Александр Моисеев, Леонид Шеремет…
Ответственный пост на переправе в районе завода «Красный Октябрь» занимал футболист Федор Гусев. Однажды, во время сильного артобстрела, снаряд угодил прямо в баржу с ранеными красноармейцами. Она стала тонуть. Гусев не раздумывая бросился в Волгу – и вытаскивал, вытаскивал из воды тонущих солдат… Сколько раз он нырял в ледяную воду, рискуя, что и сам не вынырнет, – одному богу известно. Выбрался, выжил, продолжил воевать, под огнем противника налаживал переправу через Волгу… А 2 мая 1943 года сыграл за родное «Динамо» против столичного «Спартака».
Константин Беликов пришел в «Трактор» в 1938-м. Через год бывшего кавалериста избрали капитаном команды. Во время войны, пройдя ускоренные курсы подрывников, ловил парашютистов-диверсантов, рискуя жизнью, делал вылазки во вражеский тыл, уничтожая склады боеприпасов, технику, живую силу нечисти, рвавшейся в город…
Один из самых колоритных героев защиты Сталинграда (и инициатором проведения матча с московским «Спартаком») был двухметровый атлет, вратарь «Трактора», комсорг команды Василий Ермасов. Овладев многими военными специальностями, он и минером был, и связистом. При ночных вылазках истребительных команд в тыл врага, зимой, в белом маскировочном маскхалате, в ближнем бою наводил ужас на гитлеровцев. «Белый дьявол» – так прозвали его фашисты за дерзость, отвагу и внушительный вид.
…После того как враг был отброшен от города, в Сталинградском обкоме решался вопрос о предстоящем первомайском празднике. Генерал-лейтенант Воронин поинтересовался у Ермасова, как бы его получше отметить. Тот мгновенно отреагировал, заявив: «Демонстрацию среди руин не организовать. Надо сыграть в футбол. Пусть люди увидят: жив наш город! Жив и спортивен – всем смертям назло!»
На вопрос секретаря обкома партии Чуянова, смогут ли местные футболисты провести матч с московской командой, Ермасов, без лишней скромности и раздумий, ответил: «Сталинградцы все могут!»
Во Всесоюзном спорткомитете решили отправить в Сталинград московский «Спартак». Капитан команды Виктор Соколов спросил: «Где и с кем играть будем, там ведь все стадионы бомбежками разбиты?» Кто-то из чиновников ответил: «Стадион приводят в порядок. Готовьтесь, скоро вылетаем…»
В Сталинграде на уцелевших стенах появились афиши: «Стадион «Динамо». 2 мая. Футбол. «Спартак» (Москва) – «Динамо» (Сталинград)». Московский титулованный клуб будет играть с возрожденным сталинградским…
Организацию матча поручили Василию Ермасову, ответственному секретарю общества «Динамо». Уцелевшие жители города, воодушевленные предстоящим праздником футбола, живо откликнулись на призыв помочь в его проведении. За несколько дней футбольное поле очистили от гильз и осколков, засыпали воронки, соорудили деревянные трибуны на несколько тысяч зрителей.
Начались тренировки сталинградского «Динамо». Собрать команду было непросто: многих динамовцев разбросало по фронтам. Привлекли игроков «Трактора», добавили новых…
На период подготовки к матчу футболистов поставили на дополнительное довольствие, разместили для тренировок поближе к стадиону. Поселились они в землянках, блиндажах, откуда совсем недавно ушли зенитчики. Чтобы не толпиться у одного-единственного стола в столовой, обедали в три смены…
Конечно, все понимали, что за столь короткий срок нормально подготовиться к важной игре нереально. Физических сил игрокам, прошедшим тяготы и лишения войны, явно не хватит на весь матч. Но сталинградский характер, сила воли, которые помогали громить врага на фронте, и на этот раз пришли на помощь, преодолев недостаток питания, заставив вспомнить, казалось, навсегда растраченные за время боев футбольные навыки. Отменная физическая подготовка, которая не раз помогала воинам-футболистам в минуты опасности на войне, с каждой тренировкой помогала вернуть былую спортивную форму…
Как вспоминали очевидцы знаменательного матча, 2 мая 1943 года на сталинградском стадионе был небывалый ажиотаж. Все ждали выхода и столичных гостей-спартаковцев, и своих городских любимцев, объединенных под флагом «Динамо».
Фото: fclmnews.ru
Кто же выступал в той памятной игре?
«Спартак» (Москва): А.Акимов, А.Леонтьев, Г.Глазков, Н.Морозов, А.Оботов, Б.Смыслов, А.Сеглин, Борис, Василий и Виктор Соколовы, В.Степанов, О.Тимаков, С.Холодков.
Как вспоминали позже сами спартаковцы, они не ожидали, что истощенные сталинградцы могут дать отпор титулованным москвичам, но сталинградский дух и тут проявился ярко, не давая сломить волю хозяев.
Из отчетов газет о том матче: «Спартаковцы всю игру прессинговали, начисто забыв про оборону. На 39-й минуте их и наказал сталинградский клуб. После прохода по флангу Пеликьяна и передачи мяча в центр опытному Шляпину тот перевел мяч на Моисеева, и неотразимый удар последнего в «девятку» застал врасплох именитого вратаря «Спартака» Анатолия Акимова. Несмотря на попытки москвичей отыграться, вратарь хозяев, воин-фронтовик Ермасов, по-сталинградски стоял стеной, не пропустив ни одного мяча».
…После финального свистка у многих сталинградцев на глазах стояли слезы. Родная команда победила именитый столичный «Спартак» – 1:0. Вратарь Ермасов свои ворота оставил «сухими». Значит, в Сталинград вернулась жизнь, вернулся спорт, вернулся футбол. Город живет, преодолевая все трудности.
Как писали после этого исторического матча британские газеты: «Если русские в Сталинграде играют в футбол, значит, они уверены, что все будет в порядке. Фашизм будет побежден».