На 78-м году жизни скончался Джордж А. Ромеро — легендарный фильммейкер, благодаря которому зомби прочно закрепились на больших и маленьких экранах. Режиссер умер во сне, причиной смерти стал рак легких.
Ромеро родился в Нью-Йорке, а учился в Питтсбурге. Здесь было снято большинство ранних работ режиссера, из-за чего город даже окрестили зомби-столицей мира. Еще в детстве Ромеро не на шутку увлекался киноискусством — его любимым фильмом был фэнтезийный мюзикл «Сказки Гофмана». Ради него юному Джорджу приходилось брать в прокат проектор и пленку в магазине на Манхэттене. «У них имелась всего лишь одна копия, — вспоминал Ромеро. — Если ее не было, я точно знал, у кого она. Только два человека интересовались этим фильмом — я и Марти Скорсезе».
После окончания учебы Ромеро создал собственную компанию, занимавшуюся производством рекламных роликов. Работа помогла ему накопить первый капитал, и в 1968 году наступил переломный момент. Ромеро направлялся в Нью-Йорк из Питтсбурга с единственной целью — предложить киностудиям свой хоррор-фильм. Никто из них не был заинтересован в проекте, но начинающему режиссеру все же удалось отправить свое детище в прокат. Критики разгромили картину в пух и прах, назвав ее слишком жестокой, а вот зрители были поражены — они скупали билеты, заполоняли стоянки открытых кинотеатров и, в конце концов, сделали Ромеро крестным отцом зомби. «Ночь живых мертвецов» при скромном бюджете в $114 тыс. заработала в прокате $30 млн.
Последующие фильмы Ромеро — «Как мухи на мед», «Время ведьм» и «Безумцы» — не имели такого же успеха, как «Ночь живых мертвецов». Правда, его артхаусная картина «Мартин» была встречена более радушно, а уже в 1978 году режиссер вернулся к жанру зомби-хоррора. На создание «Рассвета мертвецов» Ромеро вдохновило посещение торгового центра неподалеку от Питтсбурга, где и проходили съемки сиквела. Своим успехом он во многом был обязан Тому Савини, отвечавшему за спецэффекты в ленте.
Сегодня франшиза о живых мертвецах насчитывает шесть частей, некоторые из них были пересняты другими режиссерами. Ромеро своим примером доказал последующим поколениям, что качественно напугать зрителей можно даже без огромного бюджета. Среди других работ легендарного фильммейкера значатся «Рыцари-наездники», «Калейдоскоп ужасов», снятый по сценарию Стивена Кинга, триллер об обезьяне-убийце, «Темная половина» и «Вышибала».
«Я всегда был единственным, кто играл в этой песочнице, — только я снимал фильмы о зомби, — признавался Ромеро. — А потом появились "Ходячие мертвецы", и зомби стали мейнстримом. Теперь они повсюду».
Еще один фильм франшизы о живых мертвецах, принесших Ромеро славу, отправится на экраны уже без его участия.