Несмотря на серьезнейшую конкуренцию со стороны телевидения и стремительное развитие потокового вещания, руководители ведущих голливудских студий отмечают новогодние праздники в отличном настроении. Десятка самых кассовых фильмов 2018 года заработала в общемировом прокате более $10,3 млрд, превзойдя достижение предыдущего отчетного периода. Не подкачали и чуть менее доходные ленты: за минувший год американцы оставили в кинотеатрах более $11,4 млрд, что стало абсолютным рекордом бокс-офиса США.
Звание самой успешной в финансовом плане студии уже третий год подряд остается за корпорацией Disney, которая продолжает извлекать выгоду из приобретения компаний Pixar, Lucasfilm и Marvel. Империя Уолта Диснея возлагала большие надежды на ленты «Излом времени» и «Щелкунчик и четыре королевства», однако те довольно неожиданно последовали примеру провальных «Джона Картера», «Земли будущего» и «Одинокого рейнджера». В итоге в десятке самых кассовых фильмов ушедшего года не оказалось ни одного проекта собственного производства диснеевцев, зато туда пробились пиксаровский мультик и сразу три марвеловских кинокомикса. При этом в Топ-10 также расположились две картины студии 20th Century Fox, которая вот-вот уйдет под крыло Disney. Похоже, некоторые аналитики неспроста предрекают, что уже в скором времени Мышиный дом начнет контролировать до 40% всего мирового кинорынка.
Минувший год подарил нам четвертый фильм в истории, сумевший преодолеть фантастическую отметку $2 млрд в мировом прокате. Свое имя в летопись кинематографа вписал блокбастер «Мстители: Война бесконечности», который уступил по сумме кассовых сборов лишь «Аватару», «Титанику» и седьмому эпизоду «Звездных войн». Более $1 млрд также заслужили «Черная Пантера», «Мир Юрского периода 2» и «Суперсемейка 2». Благодаря их достижениям общее число фильмов-миллиардеров выросло до 36.
2018 год наглядно продемонстрировал, что бал в Голливуде по-прежнему правят кинокомиксы. В десятку самых кассовых проектов года вошли сразу семь фильмов о героях и злодеях. При большом желании к их числу можно причислить и очередную часть «Невыполнимой миссии», в которой герой Тома Круза, кажется, окончательно превратился в сверхчеловека. Ушедший год также доказал, что Фабрике грез стоит считаться со стремительно развивающимся китайским кинорынком. Жители Поднебесной не просто в очередной раз спасли несколько голливудских лент от проблем с самоокупаемостью, а едва не вывели в наш Топ-10 картины «Операция в Красном море» и «Детектив из Чайнатауна 2», каждая из которых приобрела более полумиллиарда долларов в домашнем прокате.
По доброй традиции в наш финансовый рейтинг входят фильмы с наибольшими кассовыми сборами. При этом далеко не все из них можно назвать сверхприбыльными проектами. В этой связи стоит отметить успехи нескольких картин с умеренными бюджетами, которые смогли в несколько раз отбить расходы на свое производство. За честь комедийного жанра в 2018-м постояла $30-миллионная лента «Безумно богатые азиаты», на счету которой в итоге оказалось $238 млн. Огромное впечатление также производят результаты таких хорроров, как «Проклятие монахини» ($365 млн), «Тихое место» ($340 млн) и «Хэллоуин» ($253 млн).
«Мстители: Война бесконечности»
Производственный бюджет — $321 млн. Сборы — $2,048 млрд.
Главным триумфатором года вполне ожидаемо стал третий фильм о знаменитой супергеройской команде Marvel. Одни источники настаивают, что бюджет картины Энтони и Джо Руссо составил $321 млн, а другие полагают, что эту сумму стоит повысить по меньшей мере до $400 млн. Учитывая, что марвеловцы наверняка потратили на масштабную промокампанию кинокомикса еще несколько десятков миллионов долларов, для выхода на уровень самоокупаемости тому требовалось идти на штурм отметки в $1 млрд. Вряд ли у кого-то были сомнения, что один из главных фильмов Третьей фазы легко справится с этой задачей. Танос начал поигрывать мускулами задолго до экранной встречи с Мстителями: первый трейлер блокбастера собрал 250 миллионов просмотров за сутки, установив новый рекорд Голливуда. По мере приближения даты релиза картины онлайн-сервисы по продаже билетов рапортовали о невероятном уровне зрительского ажиотажа. Неудивительно, что в итоге «Война бесконечности» по щелчку пальцев превратила всех конкурентов по бокс-офису в прах. Кинохит завершил первый уикенд в прокате сразу с двумя рекордами: по сборам в Северной Америке ($257,7 млн) и общемировому показателю ($640,5 млн). Не покорилось третьим «Мстителям» лишь достижение «Форсажа 7», заработавшего на своей стартовой неделе $444,2 млн за пределами США. Виной всему стала задержка релиза ленты братьев Руссо в Китае, где ей в итоге удалось заработать впечатляющие $373,4 млн. К концу проката общемировая касса «Войны бесконечности» перевалила за $2 млрд, что позволило ей стать самым кассовым кинопроектом Marvel.
«Черная Пантера»
Производственный бюджет — $200 млн. Сборы — $1,347 млрд.
Намеки на то, что Marvel закончит год с рекордными результатами, появились еще в феврале. Лента о приключениях молодого короля Ваканды, конечно же, имела все шансы стать хитом бокс-офиса, но даже сами руководители студии вряд ли могли предположить, что ее успех окажется настолько грандиозным. Эксперты-пессимисты предрекали: картина стартует в североамериканском прокате с отметки в $80 млн, а самые оптимистичные прогнозы давали ей $170 млн. Блокабестер превзошел все ожидания и завершил первый уикенд на экранах США с $242,1 млн в копилке. Именно Америка стала главным кинорынком сольника Т’Чаллы. Достаточно лишь сказать, что «Черная Пантера» оказалась единственной картиной из нашего Топ-10, которая заработала в Северной Америке больше, чем за ее пределами. Залогом успеха ленты также стала ее невероятная выносливость. Больше никто в 2018-м не смог продержаться на первой строчке американского бокс-офиса целых пять недель подряд. «Черная Пантера» не сходила с киноэкранов США более шести месяцев. На двадцать пятой неделе проката студия Disney даже выкупила несколько дополнительных залов, чтобы помочь фильму разменять $700 млн в домашнем прокате. Ранее эта солидная сумма покорялась лишь «Пробуждению силы» и «Аватару». Общемировые сборы картины Райана Куглера составили $1,347 млрд, что позволило ей стать самым финансово успешным супергеройским сольником в истории кинематографа и заскочить на девятую строчку в рейтинге самых кассовых голливудских фильмов.
«Мир Юрского периода 2»
Производственный бюджет — $170 млн. Сборы — $1,305 млрд.
В разборки супергероев в бокс-офисе удалось вмешаться очередной части франшизы об оживших динозаврах. Приключенческий экшен Хуана Антонио Байоны стал уже третьим фильмом киносерии, перешагнувшим рубеж в $1 млрд. Несмотря на солидный результат блокбастера в мировом прокате, студия Universal явно ждала от него большего: в 2015 году первый «Мир Юрского периода» завершил прокат с $1,67 млрд. Не исключено, что на сборы сиквела повлияли негативные отзывы в прессе. Напомним, фильм получил невыразительную оценку 48% на сайте-агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes. На его успехе также сказалась серьезная конкуренция со стороны анимационной ленты «Суперсемейка 2», вышедшей на экраны Америки неделей раньше. Совместными усилиями динозавры и мультяшки обновили любопытный рекорд бокс-офиса США, продержавшийся более десяти лет. В мае 2007-го в американском прокате возникла ситуация, когда два громких блокбастера разделила всего лишь одна неделя, но это не помешало им выиграть свои стартовые уикенды с результатами в $100 с лишним миллионов долларов. Сиквелы «Мира Юрского периода» и «Суперсемейки» не просто впервые за 11 лет повторили успех триквелов «Шрeка» и «Пиратов Карибского моря», а превзошли их достижение на 94 с лишним миллиона долларов.
«Суперсемейка 2»
Производственный бюджет — $200 млн. Сборы — $1,241 млрд.
Сложно представить, каких высот достигли бы кассовые сборы «Мира Юрского периода 2» и «Суперсемейки 2», если бы хиты Universal и Pixar развели в прокате хотя бы на две-три недели. Вполне возможно, что долгожданному продолжению истории о Мистере Исключительном, Эластике и их чудо-детях удалось бы подвинуть «Холодное сердце» в списке самых кассовых анимационных картин в истории мирового проката. «Суперсемейка 2» завершила дебютный уикенд в США с $182,7 млн в копилке. Прежде еще ни одному мультфильму не удавалось достичь таких высот. Уже через неделю сборы картины просели на 56% из-за старта «Мира Юрского периода 2». В итоге очередной пиксаровский шедевр все-таки стал самым кассовым анимационным проектом в истории американского бокс-офиса, но недополучил поддержку со стороны зрителей из других стран и отстал от «Холодного сердца» на $33 млн по сумме общемировых сборов.
«Веном»
Производственный бюджет — $100 млн. Сборы — $854,5 млн.
Титул главного возмутителя спокойствия в бокс-офисе 2018 года по праву достается стартовому фильму новой супергеройской вселенной студии Sony. После того, как в Сети появились первые негативные отзывы с предпоказов кинокомикса о приключениях Эдди Брока, финансовые аналитики начали опасаться, что ему не удастся выбраться на уровень самоокупаемости. Производственный бюджет фильма оценивается в $100 млн. Поскольку примерно столько же было потрачено на промокампанию, «Веному» нужно было заработать как минимум $400 млн. На счастье руководства Sony, унизительный рейтинг 28% на Rotten Tomatoes сыграл картине только на руку. Многие зрители захотели посмотреть, действительно ли она так плоха, как о ней пишут критики. Вскоре выяснилось, что поклонники кинематографа относятся к ленте гораздо более благосклонно, чем профессиональные журналисты. Особую популярность инопланетный симбиот приобрел у жителей Поднебесной. В Китае картина Рубена Фляйшера собрала даже больше, чем в США — $270 млн против $213 млн. Любопытно, что вторым по успешности зарубежным рынком «Венома» стала Россия: отечественные поклонники кинокомиксов внесли в его копилку $32,7 млн.
«Миссия невыполнима: Последствия»
Производственный бюджет — $178 млн. Сборы — $791 млн.
Несмотря на кассовые успехи супергеройских проектов, в последние годы в Голливуде все-таки начали наблюдаться признаки того, что зрителям начинают надоедать бесконечные франшизы. Студия Paramount уже столкнулась с этой проблемой, когда в список самых громких кассовых провалов 2016 года угодили сразу две ее картины — «Стартрек: Бесконечность» и «Черепашки-ниндзя 2». К радости мейджора, у него в запасе имеется киносерия, которая не просто не наскучила зрителям, а принялась бить один свой рекорд за другим. «Последствия» дебютировали в США с лучшим в истории франшизы результатом в $61,2 млн и продержались во главе североамериканского бокс-офиса две недели подряд, пока их не сместил с первой строчки экшен-триллер «Мег: Монстр глубины». В конечном итоге американцы внесли в копилку фильма Кристофера МакКуорри рекордные для киносерии $220 млн. Сложно поверить, но прежнее достижение было установлено еще второй «Миссией». Общемировые сборы в $791 млн позволили «Последствиям» стать самым кассовым фильмом не только в знаменитой шпионской саге, но и во всей кинокарьере Тома Круза.
«Дэдпул 2»
Производственный бюджет — $110 млн. Сборы — $738 млн.
Первый фильм о приключениях болтливого наемника занял почетное восьмое место в финансовом рейтинге 2016 года. «Дэдпул 2» закончил нынешний фискальный период строчкой выше, но при этом уступил оригиналу на $45 млн по сумме общемировых сборов. Сиквел наверняка сократит это отставание благодаря повторному релизу в виде рождественской PG-версии, получившей название «Жил-был Дэдпул». Он, конечно же, уже не отберет у первой части звание самого кассового фильма с рейтингом R в истории кинематографа, но теоретически способен покуситься на титул самого успешного в финансовом плане кинопроекта о Людях Икс. Даже если не учитывать сборы специальной версии ленты Дэвида Литча, Дэдпулу будет чем похвастаться перед зрителями во время своего следующего появления на киноэкранах. Именно Уэйд Уилсон вступил в бой с Таносом и положил конец доминированию «Войны бесконечности» на американских экранах. Хотя уже на второй неделе проката «Дэдпулу 2» пришлось пропустить вперед сольник Хана Соло, фильм Литча оказался выносливым игроком бокс-офиса и стал одним из главных гробовщиков второго спин-оффа «Звездных войн».
«Богемская рапсодия»
Производственный бюджет — $52 млн. Сборы — $644,6 млн.
Если некоторые хиты проката изначально обречены на успех, то другие рождаются в великих муках. Биографическая драма о лидере группы Queen была анонсирована еще десять лет назад. В 2013 году проект неожиданно лишился исполнителя главной роли и на несколько лет погрузился в спячку. Работа над «Богемской рапсодией» возобновилась лишь в ноябре 2016-го, когда студия Fox объявила, что сменщиком Саши Барона Коэна в роли Фредди Меркьюри станет звезда «Мистера Робота» Рами Малек. Прямо в разгар съемок у режиссера Брайана Сингера возникли непреодолимые разногласия с актерами, из-за чего продюсерам пришлось в срочном порядке искать нового постановщика. Естественно, финансовые аналитики предрекали проблемному кинопроекту старт со скромной отметки в $26 млн в североамериканском прокате. Картина посрамила прогнозистов и завершила первый уикенд в США с гораздо большей суммой. 11 ноября «Богемская рапсодия» вошла в историю в качестве самого кассового музыкального байопика всех времен и народов, обновив рекорд ленты «Голос улиц». Посетители кинотеатров продолжили подпевать бессмертным хитам Queen, и вскоре Доктор Дре и Айс Кьюб с их $201 млн остались далеко позади легендарной британской рок-группы.
«Человек-муравей и Оса»
Производственный бюджет — $162 млн. Сборы — $622,7 млн.
Хотя общемировые сборы картины Пейтона Рида значительно уступили «Войне бесконечности» и «Черной Пантере», сиквел «Человека-муравья» стал большим шагом вперед для крохотного марвеловского супергероя. В 2015 году первый фильм о Скотте Лэнге заработал $180,2 млн в Америке, а также $339,1 млн за ее пределами. Сиквел превзошел первый показатель на $36,4 млн, а второй почти на $67 млн. Сумма общемировых сборов первой части была превышена на 20%, за счет чего серия фильмов о Человеке-муравье может по праву считаться одним из самых перспективных и стремительно развивающихся направлений вселенной Marvel. Кинокомикс вполне мог замахнуться и на $700 млн, если бы ему не пришлось столкнуться в прокате с лентой «Монстры на каникулах 3: Море зовет», занявшей второе место в списке самых кассовых мультиков минувшего года.
Производственный бюджет — $200 млн. Сборы — $598,2 млн.
Хотя громкое имя франшизы помогло «Преступлениям Грин-де-Вальда» окупить бюджет и затраты на рекламу, юбилейный, десятый, фильм по мотивам фэнтезийной вселенной Дж.К. Роулинг был как никогда близок к провалу. Во-первых, сиквел «Фантастических тварей» не просто получил самую низкую оценку критиков в истории киносерии, а умудрился заработать больше отрицательных, чем положительных рецензий. Кажется, к шестому фильму франшизы журналисты начали понимать, что Дэвид Йейтс является всего лишь режиссером-ремесленником, который испытывает больше любви к темным фильтрам, нежели к персонажам собственных картин. Во-вторых, лента из рук вон плохо выступает в прокате. Все идет к тому, что она заработает меньше «Узника Азкабана». Для многих зрителей это станет приятным событием, поскольку отличная экранизация третьего романа поттерианы явно не заслуживает титула наименее кассового фильма о приключениях Мальчика-который-выжил и Ньюта Саламандера. Стоит отметить, что все начиналось для «Преступлений» вполне неплохо. Лента обошла первых «Фантастических тварей» и все части «Гарри Поттера» по сумме стартовых сборов в России, Китае и еще нескольких странах. Однако вскоре вслед за кинокритиками от нее стали отворачиваться еще и недоумевающие поклонники творчества Роулинг. В магию картины совершенно не поверили американские зрители. Результат ее стартового уикенда в США и так не поражал воображение, а на второй неделе она и вовсе потеряла больше половины магловской аудитории.