Пять причин посмотреть «Боль и славу» Педро Альмодовара
На российские экраны 12 июня вышла новая картина живого испанского классика Педро Альмодовара «Боль и слава», которая наделала немало шума на прошедшем Каннском кинофестивале. В частности, до финального объявления призеров членами жюри под руководством Алехандро Гонсалеса Иньярриту лента считалась одним из главных фаворитов, причем не только среди кинематографистов, но и в кругу профессиональных критиков. LostFilm.INFO рассказывает, почему «Боль и славу» крайне не рекомендуется пропускать, как и летний отпуск после целого года работы. Тем более что эффект и у того, и у другого примерно схожий: фильм показывает, как порой важно отпустить прошлое и сфокусироваться на чем-то более близком твоей душе, чтобы вступить в новый этап своей жизни полным энергии и сил.
1. Лучшая роль Антонио Бандераса
Антонио Бандерас всегда был и будет одним из наиболее видных испаноязычных актеров на мировой арене, и за это мы вместе с ним должны благодарить именно Педро Альмодовара, который более 30 лет назад пригласил тогда еще совсем молодого и неизвестного паренька в один из своих ранних фильмов. Это был «Лабиринт страстей» 1982 года. На нем сотрудничество двух деятелей кино не прекратилось. Впоследствии именно благодаря растущей популярности фильмов Альмодовара, которая постепенно начала выходить за рамки родной Испании, об Антонио Бандерасе услышал весь мир.
Тот факт, что Педро выбрал на главную роль в своем фактически автобиографическом фильме не кого-нибудь, а именно Антонио, приобретает поистине сакральный смысл. Это и огромная честь, и дань уважения. Актер воплощает на экране своего киношного отца и делает это с небывалой убедительностью, искренностью и самоотдачей. Его персонажа зовут Сальвадор Мальво. Он прославленный испанский режиссер, который, по его мнению, уже слишком стар, чтобы творить. И дело тут не в желании или нехватке оригинальных идей — у Мальво полный ноутбук различных историй и незавершенных сценариев. Проблема в его физическом состоянии: легкие хрипят, кости и суставы не дают двигаться как раньше, бессонница отнимает все силы, постоянные головные боли не позволяют ни о чем думать, кроме как о самой боли.
Бандерасу 58 лет. За свою длинную и плодотворную карьеру он собрал множество номинаций на различные премии, начиная с «Гойи» и «Золотого глобуса», заканчивая «Эмми» и премией канала MTV. Но свою самую главную на этот момент награду он получил именно за образ Сальвадора Мальво в фильме «Боль и слава» — жюри Каннского кинофестиваля в этом году вручило ему приз за лучшую мужскую роль.
2. Самый пронзительный и личный фильм Педро Альмодовара
«Боль и слава» — 21-я картина испанского режиссера, подарившего миру «Поговори с ней», «Все о моей матери» и «Кожу, в которой я живу». Сам по себе очень эмоциональный и экспрессивный, Альмодовар больше 30 лет рассказывал истории о страсти, жгучей, часто однополой, любви, всплеске и взрыве чувств. Большинство его фильмов кричат — за счет ярких красок (красный и зеленый у режиссера любимые), выразительных актеров и сочащихся из всех щелей эмоций. Здесь все по-другому. «Боль и слава», возможно, его самое сдержанное кино, спокойное, но при этом глубоко чувственное, тактильное. Самая зрелая работа Альмодовара, где на первое место выходят рефлексии главного героя, а былую экспрессию в полной мере впитывает в себя фон: художественная постановка радует роскошным подбором цветов интерьера, броским дизайном, колоритом.
Автобиографичность фильма прослеживается не только в том, что главный герой — режиссер, который не видит своей жизни без кино. Альмодовар делится с нами самым сокровенным. Во-первых, он позволят зрителю на секунду взглянуть на мир его глазами, глазами большого художника и, не будет преувеличением, гения кинематографа. Во-вторых, он деликатно, с такой трезвостью, которой у него никогда не было в данном вопросе, освещает гомосексуальность своего героя (сам-то Педро является открытым геем и счастлив в браке со своим мужчиной). Бандерас прекрасно прочувствовал ностальгическое настроение в линии с персонажем Леонардо Сбаральи, придав их совместным сценам ощущение согревающей теплоты.
В-третьих, важной частью фильма стали отношения Сальвадора с матерью, настолько трогательные и чуткие, что не разглядеть в них самого Педро Альмодовара (не режиссера, а любящего сына) невозможно. Ведь неспроста в одной из их экранных бесед мама заявляет сыну, что не любит автофикшн и не хочет, чтобы он использовал ее слова или образ в своих фильмах. Раньше это было бы неприемлемо и пошло, сейчас же, в «Боли и славе», без этого никак.
3. Восхитительный саундтрек Альберто Иглесиаса
Трехкратный номинант на премию «Оскар» Альберто Иглесиас, как и Бандерас или оператор Хосе Луис Алькайне, является один из верных товарищей Альмадовара (это их 11-й совместный фильм), с которым они познакомились на съемках «Цветка моей тайны» 1995-го. Для Иглесиаса «Боль и слава» тоже стала главной работой в карьере. Она принесла ему приз за лучший саундтрек на Каннском кинофестивале. Награда не столь престижная как у Бандераса, но если сравнивать его творение с теми, за которые он номинировался на «Оскар», то сомнений не возникает — Альмодовару он написал свою самую лучшую музыку. Поверьте, вы влюбитесь в эту скрипку с первых титров.
4. Специальное участие Пенелопы Крус
На правах одной из муз режиссера Пенелопа Крус часто появляется в фильмах Педро Альмодовара, обычно в небольших, но важных ролях. В новой картине Педро доверил Пенелопе самую близкую своему сердцу героиню — маму Сальвадора, когда тот был еще совсем ребенком и только собирался идти в школу. Повествование «Боли и славы» разделено на два временных периода: настоящее, где Сальвадор мучается от боли и пытается наладить отношения с актером своего хита тридцатилетней давности, Альберто Креспо (его блестяще сыграл Асьер Эчеандиа), и прошлое, где семейству Мальво приходилось жить в нищете. Переход между настоящим и прошлым осуществляется с помощью нежнейшего монтажа, когда главный герой предается воспоминаниям.
Кроме того, кино открывается с одной из самых чарующих и поэтичных сцен в карьере Альмодовара вообще, и в этом немалая заслуга Крус. Ее героиня вместе с маленьким Сальвадором и подругами стирают белье на реке, поют песни, развешивают простыни и за каких-то пару минут воссоздают утерянную атмосферу детской безмятежности и абсолютной свободы, которая в нашем мире попросту невозможна.
5. Идеальный фильм как для преданных фанатов Альмодовара, так и для тех, кто только собирается погрузиться в его творчество
Главная прелесть «Боли и славы» в том, что эта картина может влюбить в себя даже без знания деталей жизни режиссера или просмотра его предыдущих работ. Это настолько цельное и самодостаточное произведение, что не требует каких-то подготовительных действий к просмотру и позволяет насладиться историей, художественной ценностью и актерской игрой без оговорок. Однако для фанатов Альмодовара, отсмотревших по крайне мере десяток его картин, «Боль и слава» уж точно окажется вознаграждающим опытом.
«Боль и слава» — это отнюдь не лебединая песнь, не исповедь и не попытка подвести итоги. Скорее вступление в новый творческий этап. Педро Альмодовар, как и его герой, собрал скопившиеся за годы мысли и личные переживания и наконец отпустил их, придав форму и самостоятельность. Так с кинематографической зрелостью к Альмодовару пришла вторая режиссерская молодость. Даже если он больше ничего не снимет, «Боль и слава» будет превосходным финальным фильмом, но желание увидеть его новое творение еще никогда не было столь жгучим.