Религиозные праздники 30 декабря — Постсовет.Ру
Религиозные праздники 30 декабря
Пророк Даниил и святые три отрока — Анания, Азария и Мисаил Даниил, относящийся к так называемым великим пророкам, происходил из знатного иудейского рода.
Пророк Даниил исвятые три отрока— Анания, Азария иМисаил
Даниил, относящийся ктак называемым великим пророкам, происходил иззнатного иудейского рода. Подростком в607 году дон.э. после завоевания Навуходоносором Иерусалима он попал вВавилонский плен, получил халдейское образование ибыл взят напридворную службу.
Согласно Библии, Даниил обладал даром понимать итолковать сны, чем прославился придворе Навуходоносора, апосле падения Вавилона придворе Дария иКира.
Навуходоносору он объяснил сон проистукана, разбитого камнем, упавшим сгоры (истукан— языческие царства, сменяющие друг друга, камень— Мессия, агора— вечное Царство Божие).
«Ты (Навуходоносор)— это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, иеще третье царство, медное, которое будет владычествовать надвсею землею. А четвертое царство будет крепко, какжелезо; ибо какжелезо разбивает ираздробляет все, так ионо, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять исокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки неразрушится, ицарство это небудет передано другому народу; оно сокрушит иразрушит все царства, асамо будет стоять вечно» (Дан. 2:31-46; 7:1-28).
Христианские богословы толковали пророчество Даниила какпророчество оХристе. Преподобный Ефрем Сирин считал, что слова «камень отторгнут был отгоры неруками» (Дан. 2, 45) указывают наИисуса Христа, который родился вуничижении иподобно камню отсечен отгоры, то есть произошел отплемени Авраамова, агора означает еще и «святую Деву, откоторой отсечен камень безрук, то есть неискусобрачно».
А святой Иоанн Златоуст уточняет, что слова «оторвался отгоры» «указывают насвободное действие безпринуждения», чем подчеркивается добровольное решение Иисуса Христа прийти вмир дляспасения людей, афраза «и наполнил всю землю» (Дан. 2, 35)— это обЕвангелии, которое распространилось вовсе концы мира.
Согласно Библии, Даниил идругие иудеи вВавилоне неотказались отверы отцов, зачто были часто притесняемы, новсякий раз чудом спасались. Так, заотказ поклониться идолу три друга Даниила, иудеи Анания, Азария иМисаил, были брошены вгорящую печь, ноостались живы. А сам Даниил был брошен вяму ко львам итоже уцелел (Дан. 6:24).
Перед падением Вавилона Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5:25-28) оскорой гибели самого царя иего царства, появившееся настене дворца вовремя пира. А позже вычислил срок в «семьдесят седьмин» (Дан. 9:24), оставшийся доприхода вмир Мессии.
В царствование Кира Даниил показал ему пророчество онем Исаии, чем сподвиг царя освободить евреев изплена иначать восстанавливать Иерусалимский Храм.
Считается, что Даниил дожил допреклонного возраста (по некоторым источникам, до100 лет) ибыл похоронен вгороде Сузы. Впрочем, подругим версиям его гробница находится либо вКиркуке, либо вСамарканде.
Могила вСамарканде представляет собой склеп длиной около18 метров. Считается, что останки святого привез вСамарканд извоенного похода вМалую Азию Тамерлан. Мусульмане почитают пророка Даниила, называя его Данияром. Рядом смогилой вСамарканде находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в2000-х годах вдруг дало зеленые побеги.
А вот еврейская традиция непричисляет Даниила кпророкам, поскольку тот разговаривал ненапрямую сБогом, ас «ангелами Господними».
Зато христиане высоко чтят пророка Даниила, предсказавшего приход вмир Мессии иего появление вИерусалимском Храме, ина пророчества которого, посвидетельству Нового Завета, ссылался сам Иисус Христос.
Историю же о «трех отроках впещи огненной» безкаких-либо серьезных изменений пересказывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях».
Благодарственная песнь отроков («Молитва святых трех отроков») вошла всостав христианской гимнографии уже сIV-V веков: Афанасий Александрийский (IV век) упоминает опении наПасху песней Моисея изИсхода ивавилонских отроков.
«Отроцы благочестивые впещи»— излюбленный сюжет христианской иконографии, известный сVII века.
Тема трех отроков впечи огненной пользовалась особой любовью наРуси. Этот мотив был частой темой фресковой живописи. По мнению некоторых историков, все дело ваналогии, проводимой между Вавилонским пленением иудеев иих притеснением отцаря Навуходоносора статаро-монгольским завоеванием Руси ипритеснениями отордынских ханов.
Поведение пророка Даниила иотроков Анании, Азарии иМисаила вВавилонском плену стало образцом длярусских правителей, оказавшихся в «ордынском плену». Согласно Библии, главными их принципами были преданность вере— идобросовестное служение «поганому царю» вкачестве советников; мужество— иосторожная уклончивость, хитрость, дальновидность. Этими принципами руководствовались иездившие вОрду московские князья. Накануне смерти принимая постриг, князь Иван Калита даже взял имя одного изэтих отроков— Анании.
В XVI-XVII веках впоследнее воскресение перед праздником Рождества Христова вУспенском соборе Московского Кремля, вНовгороде идругих городах, где были кафедральные соборы, совершался особый церковный чин подназванием «Пещное действо» (своего рода литургическая драма сэлементами театрализованного представления), пришедший наРусь изВизантии, нов греческом оригинале несохранившийся, зато оставшийся вкниге Большой Потребник.
В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место длядеревянной круглой печи. Три мальчика идвое взрослых изображали отроков ихалдеев. Когда богослужение прерывалось, ряженые халдеи выводили изалтаря связанных отроков иучиняли им допрос, после чего ввергали их впечь. Под ней ставили горн суглями, аотроки вэто время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома, из-под сводов церкви спускался ангел. Халдеи падали ниц, затем снимали свои наряды истояли вмолчании споникшими головами, пока отроки сангелом трижды обходили печь.
Обряд имел нетолько назидательный, нои развлекательный характер, благодаря наличию ряженых. Русский зимний карнавал начинался тотчас поокончании храмового действа.
Этот обряд был запрещен вXVIII веке Петром I.
Сцена «Пещного действа» вУспенском соборе вошла вфильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Источник
Даниил, ДАН, Отрок, Царство, Пророчество