30 лет назад не стало Андрея Миронова

В августе 1987 года московский Театр сатиры находился на гастролях в Риге. Главной и самой известной постановкой был, конечно, спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Андрей Миронов, один из ведущих артистов театра, играл в этом спектакле главную роль.

14 августа актеры снова вышли на сцену Рижского оперного театра в привычных ролях — расшитых золотом камзолах и пышных платьях. Спектакль шел к известной всем развязке — сцена свидания графа Альмавивы (его играл Александр Ширвиндт) с женой вместо невесты Фигаро уже состоялась, и слугу-пройдоху ждет неприятное объяснение с господином. Ширвиндт вспоминал, что Миронов успел сказать свою последнюю реплику («Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне») и сразу после начал отходить от графа вглубь сцены и слабеть на глазах. Ширвиндт-Альмавива фактически унес Фигаро за кулисы, крикнув «Занавес!». «Шура, голова болит», — сказал Миронов. Еще два дня врачи боролись за его жизнь, но ничего не смогли сделать. 16 августа 1977 года актер театра и кино, народный артист РСФСР Андрей Миронов скончался после обширного кровоизлияния в мозг. Ему было всего 46 лет.

«Почему случилось именно это, а не что-нибудь другое?»

Родителями Андрея Миронова были известные эстрадные артисты — Мария Миронова и Александр Менакер. Фамилию отца (который был членом большой артистической династии) он носил до конца 40-х и поменял на фамилию матери, когда пошел в школу. Вопроса, где продолжать образование, при таких родителях фактически не стояло, и в 1958-м Миронов подал документы в Театральное училище имени Щукина, после окончания которого хотел попасть в Театр имени Вахтангова, но не сложилось. Зато его взял к себе в Театр сатиры Валентин Плучек. В этом театре Миронов, что называется, прижился — первоначальный скепсис ушел, осталась только работа: его сразу ввели в спектакль «24 часа в сутки», потом были роли в постановках «Дамоклов меч», «Лев Гурыч Синичкин», «Проделки Скапена», «Клоп» и «Женский монастырь».

ТО «Экран»

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1974)

В 1969-м Плучек ставит «Женитьбу Фигаро» — знаковый спектакль в истории театра, в котором были заняты все ведущие актеры.

Графа Альмавиву сначала играл Валентин Гафт, потом эту роль взял Ширвиндт, графиню Розину — Вера Васильева, Марселину — Ольга Аросева и Татьяна Пельтцер. Пышная костюмная постановка спустя пять лет была снята для телевидения и ее регулярно показывали — настолько регулярно, что вся страна была в курсе взаимоотношений графа, графини и графских слуг. Этот спектакль шел на сцене театра 18 лет — вплоть до смерти Миронова.

«Я хочу выпить чашечку кофе»

Мосфильм

«Берегись автомобиля» (1966)

Впрочем, к роли Фигаро Андрей Миронов уже подошел со всесоюзной известностью — благодаря кинематографу, основному поставщику звезд советского времени. Рассказывали, что он мог бы впервые попасть на экран еще в 11 лет — его отобрали в массовку сказки Александра Птушко «Садко», но юный артист оделся не в предписанную режиссером дерюжку, а в модную футболку, за что и был выдворен со съемочной площадки.

Настоящая кинокарьера Миронова началась в 60-е.

Еще студентом Щукинского училища он сыграл одну из ролей в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?», который вышел в 1961 году. И уже через пару лет Миронову досталась главная роль в картине «Три плюс два», экранизации пьесы Сергея Михалкова, в которой его партнерами были такие же молодые актеры — Евгений Жариков (он, кстати, дебютировал одновременно с Мироновым в «А если это любовь?»), Наталья Кустинская и Наталья Фатеева. После этого Миронова уже начали узнавать, но настоящий успех оказался связан с двумя мастерами комедийного кино.

В 1966 году в комедии Эльдара Рязанова Миронов сыграл «умеющего жить» продавца коммисионки Диму Семицветова («Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда это все кончится?»), ставшего жертвой борьбы Юрия Деточкина за справедливость. А два года спустя ему снова досталась комическая роль преступника — контрабандиста Геши Козодоева в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая. Вот после этих фильмов — несмотря на отрицательные образы сыгранных им персонажей — Миронов и оказался едва ли не самым популярным актером конца 60-х и начала 70-х. И с этим багажом он подошел к роли Фигаро в родном театре.

«А если я лучше своей репутации?»

Мосфильм

«Обыкновенное чудо» (1974)

Андрей Миронов озвучивал мультфильмы («Месть кота Леопольда», «Раз ковбой, два ковбой»), работал на телевидении и, конечно, очень много снимался в кино — в его актерской фильмографии более 50 работ. Но сам актер оценивал эту часть своей работы не очень высоко и называл свои кинороли «одноплановыми» — ему действительно чаще доставались роли обаятельных авантюристов, а те немногие драматические персонажи, которых ему удавалось сыграть, переломить ситуацию не могли.

Маркиз в «Достоянии республики», милиционер под прикрытием Васильев в «Невероятных приключениях итальянцев в России» (еще одна работа с Рязановым), Остап Бендер в «Двенадцати стульях» или министр-администратор в «Обыкновенном чуде» — его герои были похожи друг на друга и, пожалуй, на Фигаро. Удавалось Миронову, правда, сняться и в лирических комедиях — чаще в музыкальных, вроде «Соломенной шляпки» или «Небесных ласточек», и в грустной «Сказке странствий» Александра Митты, и даже у Алексея Германа в драме «Мой друг Иван Лапшин».

Фоторепортаж: 30 лет без Андрея Миронова

1 / 20

Источник: Михаил Строков/ТАСС

Андрей Миронов в роли Клаверова в спектакле «Тени», 1987 год

Но Миронов 80-х больше всего запомнился, пожалуй, как мистер Фест в комедийном вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».

Комедийных ролей от него ждали и зрители — это было устоявшееся амплуа, бороться с которым очень тяжело. В театре-то он играл и Хлестакова в «Ревизоре», и Чацкого в «Горе от ума», и Мекхита в «Трхгрошовой опере», и Лопахина в «Вишневом саде». Отдельные спектакли Театра сатиры Миронов ставил и сам — как, к примеру, «Бешеные деньги» по Островскому или «Прощай, конферансье!» по Григорию Горину. Весной 1987 года Андрей Миронов выпустил новый спектакль — «Тени» по Салтыкову-Щедрину, в котором сыграл роль Клаверова. Работа над этой постановкой привела к затяжному конфликту с худруком театра Валентином Плучеком — причем такому, что тот не отпустил Миронова из Риги на похороны Анатолия Папанова (скончался 5 августа). Впрочем, похороны и самого Миронова прошли без его коллег из Театра сатиры — гастроли никто отменять не стал. Он был похоронен 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище Москвы.


Поиск по сайту

Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
© 2024    vseinfo.com    //    Войти   //    Вверх