Уволен глава Нацбанка Татарстана
Из-за банковского кризиса в Татарстане уволен со своего поста глава Нацбанка республики. Эксперты считают: это увольнение стало возможно из-за того, что кризис в целом ослабил позиции местной власти.
Причины увольнения в пресс-службе не уточнили. Информацию об увольнении подтвердили в ЦБ РФ.
"Мидхат Шагиахметов уволен с занимаемой им должности руководителя отделения — Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка РФ", — сказали в пресс-службе.
Шагиахметов руководил отделением ЦБ в Татарстане с 2014 года.
Ранее сообщалось, что 3 марта Банк России отозвал лицензию у входящего в топ-50 российских банков Татфондбанка, его партнера Интехбанка и казанского "Анкор банк сбережений". В результате проблем в первых двух банках с кризисом доверия столкнулся ряд региональных игроков.
Проблемы Татфондбанка связаны с кэптивной бизнес-моделью банка, ориентированной на кредитование конечных собственников. ЦБ заявил, что порядка 65% кредитного портфеля банка составляли кредиты, связанные с бизнесом собственника, при этом основная часть заемщиков находятся в состоянии банкротства.
По оценке ЦБ, "дыра" в капитале Татфондбанка оценивается в 97 млрд рублей.
После отзыва лицензии Татфондбанка были возбуждены два уголовных дела. Одно из них — в связи с мошенничеством со средствами вкладчиков банка, а второе — с махинациями по полученному банком от Банка России кредиту на 3,1 млрд руб. В рамках расследования задержаны ряд топ-менеджеров банка.
Роль главы Нацбанка
Мидхат Шагиахметов до прихода на должность руководителя Нацбанка Татарстана в октябре 2014 года занимал ряд ответственных постов: был руководителем управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, потом помощником премьер-министра республики, помощником президента республики, а затем в течение четырех лет — министром экономики Татарстана.
Какова степень именно его вины в произошедшем по сравнению с центральным аппаратом ЦБ, который также осуществляет надзор за банками, судить сложно.
«Последнее время, учитывая процессы централизации сначала проверок банков, а потом и надзора за ними в центральном аппарате Центробанка, у региональных руководителей ЦБ все меньше полномочий. Центральный аппарат многие процессы контролирует сам», — говорит один из источников.
Он полагает, что в произошедшем есть и часть вины центрального аппарата Банка России:
«В такой ситуации цель отставки Шагиахметова — показать, что это проблема все же региона, а не Москвы и не банковского надзора в стране в целом».
К тому же, в банковском секторе региона позиции Шагиахметова были значительно слабее, чем у его предшественника на посту главы Нацбанка Татарстана Евгения Богачева.
«Формально банки отчитываются перед главой местного Нацбанка, но на деле большая часть решений идет через Волго-Вятское главное управление Банка России, которому подконтролен Нацбанк Татарстана, а также напрямую через Москву», — рассказал один из татарских банкиров.
«В любом случае как бы не были урезаны полномочия региональных подразделений ЦБ, они продолжают оставаться «глазами» и «ушами» головного Банка России и должны нести ответственность за своевременное и достоверное информирование о проблемах банков в регионах федерального руководства ЦБ», — говорит еще один специалист банковского дела.
И Нацбанк Татарстана не исключение.
«Все действия руководства и собственников Татфондбанка были согласованы с Нацбанком Татарстана, но, видимо, он, в свою очередь, не доносил их в должной мере или не согласовывал свою реакцию с Центральным аппаратом ЦБ, что, скорее всего, и послужило причиной увольнения».
В любом случае это событие — прецедент. Это первый случай прямой причинно-следственной связи между ситуацией с надзором и отставкой высокопоставленного сотрудника ЦБ, указывают источники. По словам одного из них, прочие известные случаи: например, отставка главы ЦБ по Центральному федеральному округу Алексея Плякина (связывали с отзывом лицензии у банка «Пушкино)», уход из центрального аппарата первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна (связывали с санацией Банка Москвы) или уход с поста главка ЦБ по Ленинградской области Ирины Петровой (связывали с отзывом лицензии у банка властей Ленобласти Леноблбанка) — такими примерами не являются.
В первом случае причины носили накопительный характер и не были связаны с какой-то одной конкретной ситуацией, во втором — это было личное желание Меликьяна. Петрова после ухода из главка по Ленобласти и вовсе пошла на повышение, возглавив подразделение по одному из федеральных округов.
Кто займет пост главы Нацбанка Татарстана — неизвестно. В ЦБ это не комментируют. При этом мнения о значимости возможной кандидатуры для рынка разошлись.
«Кто возглавит это подразделение ЦБ, не так уж важно, учитывая реформу ЦБ по централизации надзора, в ходе которой все больше полномочий региональных ЦБ передается в центральный аппарат Банка России.»
«С другой стороны, централизация надзора — процесс, растянутый во времени, и Татарстан в этом процессе не на первом месте. Поэтому, учитывая противоречия с региональными властями, ЦБ, скорее всего, будет важно поставить своего человека, не исключено, что из центрального аппарата.»