Старость – не в радость: Евросоюз достиг пенсионного возраста
Судьба Евросоюза зависит от способности «нормальных» политиков найти новый язык, понятный тем, кто сейчас голосует за популистов и националистов.
Европейские лидеры, съезжающиеся на саммит в Рим, чтобы вспомнить о том, как когда-то все начиналось, будут, помимо исторических реминисценций, искать ответ на вопрос, который принято считать русским: что делать? Римская встреча посвящена не только юбилею соглашений, которые были подписаны там же 60 лет назад и положили начало европейской интеграции, но и вещам более злободневным — тому, как вдохнуть новую жизнь в Европейский союз.
Они подпишут новую декларацию в продолжение договора 1957 года, который проложил путь для основания Евросоюза. Оригинальный Римский договор дал старт Европейскому экономическому сообществу, предвестнику ЕС. Он был подписан шестью странами: Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и Западной Германией.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй не будет присутствовать на торжествах. Она планирует запустить процесс Brexit в ближайшую среду.
С начала двухтысячных ЕС пытался сделать «инъекции молодости» – обновить кровь за счет присоединения стран Восточной Европы. Но оздоровительного эффекта, на который рассчитывали «староевропейцы», добиться не удалось. Напротив – у Брюсселя появилась дополнительная головная боль, а финансовая система существенно истощилась. Миграционный кризис так и вовсе привел к сепсису, который проявляется в росте националистических настроений среди европейцев. К тому же иммунитет – защитные механизмы – существенно подорвали теракты.
Выход из ЕС Великобритании – пятой по величине экономики в мире и второго крупнейшего инвестора в общий бюджет – можно сравнить с ампутацией какого-то важного органа. А это уже инвалидность. Кроме того, рост разногласий между «старой» и «новой» Европой по поводу будущего ЕС непременно приведет к раздвоению личности, а то и расколу.
Вот и получается, что к своему 60-летию Евросоюз подошел в совершенно больном состоянии, некоторые даже говорят о терминальной стадии. Некоторые эксперты прямо задаются вопросом: не превратится ли этот римский саммит в проводы ЕС на покой. Хотя сами европейцы окончательно проститься с идеей объединенной Европы не готовы. Не потому ли они постоянно повышают пенсионный возраст?
Многие наблюдатели заранее признали предстоящий саммит несостоявшимся. Несмотря на то, что, похоже, все разногласия по поводу текста декларации были сняты и все 27 лидеров подпишут документ, большого прорыва от него никто не ждет. «Дуновение свежего ветра, но не более того», — комментируют информированные источники в Брюсселе подготовленный и согласованный текст.
Разумеется, он не содержит ответы на многочисленные проблемы, с которыми столкнулась Европа и которые могут привести к ее дезинтеграции.
Центральной для будущего ЕС была избрана формула «Европа разных скоростей». Смысл этой концепции заключается в том, что разным странам дается свобода выбора, какими темпами двигаться к достижению общих целей. Кто-то может это делать быстрее, кто-то медленнее и нагнать в любой момент. Однако далеко не все государства увидели преимущества в такой конфигурации.
В частности, страны Восточной Европы, входящие в Вишеградскую группу (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), усмотрели в продвигаемой Германией, Францией, Италией и Испанией и поддержанной руководством Еврокомиссии формуле заведомую дискриминацию, поскольку отнюдь не все европейские государства способны двигаться со скоростью «локомотива» — Германии.
Давно утратила какую-либо скорость Греция, находящаяся в ожидании очередного пакета финансовой помощи. Премьер-министр Алексис Ципрас не скрывает, что поводов для праздничного настроения и чествования ЕС у греков немного.
С хорошей миной при плохой игре выступает и Италия. Саммит 25 марта задумывался бывшим премьером Маттео Ренци, известным своими амбициями, как триумф Италии и свой собственный. Молодой политик еще прошлым летом пытался перехватить инициативу в поисках выхода из депрессии ЕС, заявив, что идея единой Европы родилась на крошечном острове Вентотене, в Тирренском море, недалеко от побережья центральной Италии.
Именно там, находясь в тюрьме для антифашистов и коммунистов во время войны (1943 год), Альтиеро Спинелли (1907-1986), чье имя затмили француз Робер Шуман (1886-1963) и итальянец Альчиде де Гаспери (1881-1954), которые считаются отцами-основателями объединенной Европы, первым написал Манифест и сформулировал основные принципы «Европейской федерации».
В итоге Ренци до своей «минуты славы» не досидел в премьерском кресле, вынужденно подав в отставку в декабре прошлого года после провала референдума по инициированной им конституционной реформе.
С тех пор он перестал быть и секретарем правящей Демократической партии, хотя по- прежнему претендует на лидерство, которое будет разыграно на праймериз 30 апреля. Занявший его место во главе правительства бывший министр иностранных дел Паоло Джентилони добросовестно выполняет все обязанности, но при полном ощущении временности и недолгосрочности своего кабинета, которым «заткнули дыру» как раз для проведения таких международных событий, как этот саммит, а также встреча глав государств и правительств стран Группы семи (конец мая).
Главный «подарок» к саммиту преподнесла Великобритания, снисходительно назначив начало переговорного процесса по выходу из сообщества на 29 марта и дав провести юбилейный саммит, по крайней мере с видимостью праздника. Председатель Евросовета Туск уже назначил дату чрезвычайного саммита на 29 апреля — для обсуждения дорожной карты переговоров с Лондоном.