США нервничают: китайские ВМС теснят их в Мировом океане (ФОТО)
В ходе совместных учений ВВС США и Японии над Восточно-Китайским морем американские бомбардировщики B-1B пролетели сегодня и над Южно-Китайским морем, в зоне территориальных споров.
Ряд островов в этом районе Пекин считает своими, а Вашингтон рассматривает как международное воздушное и морское пространство.
И порой пытается «дергать тигра за усы» — пролет демонстративно осуществлен накануне встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Дональда Трампа на полях саммита G20, однако Пекин сохраняет спокойствие и пока не комментирует инцидент.
В аналогичной ситуации 2 июля (заход американского эсминца USS Stethem в акваторию спорных островов) Китай обвинил США в грубом нарушении своего суверенитета и международного права.
Американский эсминец в спорной зоне встретили китайские боевые корабли и истребители, а МИД КНР заявил, что Китай оставляет за собой право предпринимать все необходимые действия для защиты государственного суверенитета и безопасности.
Американский эсминец USS Stethem
Пекин и ранее столь же резко реагировал на попытки США проецировать силу в Южно-Китайском море.
Сегодняшнее спокойствие китайского руководства неслучайно.
Военные моряки КНР все активнее осваивают ближние и дальние районы Мирового океана, то есть пришло время нервничать администрации США и Пентагону, которые до недавних пор уверенно контролировали практически все важные морские пути и пренебрежительно относились к китайским ВМС.
«Ляонин» в Гонконге
Авианосец «Ляонин» в сопровождении трех других кораблей ВМС КНР сегодня прибыл в Гонконг для участия в торжествах по случаю 20-летия передачи Британией своей многолетней колонии Китайской Народной Республике. Ранее Гонконг посетил председатель КНР Си Цзиньпин, который в очередной раз заявил о неприемлемости действий, направленных на обособление Гонконга.
И подчеркнул, что после возвращения Гонконга нужно еще больше защищать суверенитет, безопасность и развитие Китая: «Любые попытки поставить под угрозу национальный суверенитет Китая, центральное правительство Китая и основной закон о Гонконге, а также использование Гонконга для саботажа материковой части Китая абсолютно непозволительны».
Визит авианосной группы кораблей в Гонконг можно рассматривать как продолжение мыслей Си Цзиньпина и военно-морскую проекцию принципа «одна страна — две системы».
Безупречные линии боевого корабля лучше слов убеждают в силе и возможностях страны.
«Ляонин» — модернизированный авианосец, построенный в конце 1980-х в Советском Союзе, однако в апреле Китай спустил на воду первый авианосец собственной разработки Type 001A. Его длина — 315 метров, ширина — 75 метров, вес — 70 тысяч тонн, крейсерская скорость — 31 узел.
И если авиационная группа «Ляонина» состоит из 24 истребителей, то на борту нового Type 001A могут базироваться до 36 истребителей «Цзянь-15» (J-15). А третий авианосец должен встать в строй через три года, так что китайскому авианосному флоту быть. В планах КНР — создание шести авианосных ударных групп и множества военно-морских баз по всему миру.
Авианосец Китая «Ляонин»
«Чанша» и «Юньчэн» на Балтике
Эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием «Чанша», ракетный сторожевой корабль «Юньчэн» и судно обеспечения «Ломаху» совершили дальний поход в Балтийское море, где провели на днях совместное учение с Балтийским флотом России. Традиционные маневры ВМС и ВМФ двух стран «Морское взаимодействие-2017» продлятся до октября в акваториях Балтийского, Охотского и Японского морей.
Государственное информагентство «Синьхуа» отмечает, что цель учений — «укрепление и расширение стратегического партнерства и координации между Китаем и Россией, а также углубление дружбы и предметного сотрудничества двух флотов».
И это сотрудничество отнюдь не символическое. СМИ КНР утверждают, что оборудованный по последнему слову техники многоцелевой эсминец «Чанша» типа 02D — «один из лучших эсминцев в мире» и является самым большим надводным кораблем китайских ВМС, не считая авианосцев.
Основная тема совместных маневров в Балтийском море — «Совместные спасательные операции и обеспечение безопасности экономической деятельности на море». Однако американский журнал Newsweek транслирует тревогу:
«В военных играх России и НАТО в Европе появился новый участник — Китай». Заголовки европейских изданий столь же экспрессивны, к примеру: «Китай и Россия бросают вызов НАТО в Балтийском море».
В публикациях утверждается, что учения в Балтийском море, у самых дверей Европы, несут в себе политическое послание Трампу и НАТО: «Россия и Китай поддерживают и защитят друг друга».
Российско-китайские учения «Морское взаимодействие-2016»
Заметим, военные моряки России и Китая в последние годы проводили множество совместных маневров в Средиземном море, в Тихом океане и других точках планеты, при этом порой одновременно задействовали более двадцати боевых кораблей, авиацию и морскую пехоту. Никто не пострадал.
Ставки в АТР
Азиатско-Тихоокеанский регион в целом остается примером политической стабильности, устойчивого экономического роста и международной интеграции. При этом США считают, что вызовы американской национальной безопасности в Азии и Тихом океане существуют и возрастают. Прежде всего имеется ввиду мощь китайской экономики, которая постепенно трансформируется в соответствующее политическое и военное влияние.
Экономических и военных инструментов воздействия на Пекин у Вашингтона не так много.
Китай стремительно наращивает оборонный потенциал, обновляет корабельный состав ВМС и боевой парк ВВС.
И хотя до недавнего времени в АТР доминировали вооруженные силы США, в Пентагоне полагают, что Китай намерен в перспективе нейтрализовать американское военно-техническое превосходство.
Ставки в регионе высоки. Через Южно-Китайское море проходят коммуникации, обеспечивающие 75 процентов поставок ближневосточной сырой нефти в АТР (в том числе более 40 процентов потребностей КНР).
Ежегодный объем региональной «морской торговли» оценивается в пять триллионов долларов, из которых 1,2 триллиона долларов приходятся на торговые операции США. Эти цифры оправдывают противоречия Пекина и Вашингтона, заботы о безопасности судоходства.
Развитие военного флота КНР — необходимое условие бесперебойных поставок в Китай углеводородов из стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, то есть в конечном итоге условие экономического роста страны.
На шельфе Южно-Китайского моря находятся богатые месторождения нефти и газа, которые КНР последовательно осваивает.
Пекин официально заявил в 2014 году о своих правах на острова архипелага Наньша (Спратли), а годом позднее обнародовал новую военную стратегию, согласно которой китайские ВМС переходят от защиты исключительно прибрежных территорий к обеспечению безопасности в океанской зоне.
Китай оставил за собой право наносить по противнику превентивные локальные удары в случае угрозы обороне или рубежам страны.
Большому кораблю — большое плавание. Раньше или позже американцам придется потесниться и в АТР, и в Мировом океане.
Александр Хроленко, обозреватель МИА «Россия сегодня»