Турция стала второй страной, в отношении которой США ввели санкции за покупку у России ракетных комплексов С-400. Как это скажется на взаимодействии внутри НАТО и позициях России на мировом оружейном рынке — разбирался РБК
Майк Помпео
(Фото: Win McNamee / Getty Images)
Против кого США ввели санкции
Поздним вечером 14 декабря госсекретарь США Майк Помпео объявил о введении санкций против Турции за покупку российских систем противовоздушной обороны (ПВО) С-400. «Мы не потерпим крупных сделок с оборонным сектором России», — заявил он. «США неоднократно и на самом высоком уровне предупреждали Турцию, что покупка С-400 поставит под угрозу безопасность военных и техники США и предоставит значительные средства оборонному сектору России, а также доступ России к вооруженным силам Турции и ее оборонной промышленности», — добавил Помпео.
Таким образом, Анкара нарушила раздел 231 подписанного в 2017 году президентом США Дональдом Трампом «Закона о противодействии неприятелям Америки через санкции» (CAATSA), что предусматривает наложение санкций на физические и юридические лица, которые проводят «существенные транзакции» с разведывательными или оборонными секторами правительства Российской Федерации.
Турция стала второй страной, против которой были введены санкции за покупку С-400: в 2018 году под американские ограничения попал департамент подготовки войск и снабжения Центрального военного совета Китая. В том же году Россия заключила контракт на поставку этой системы в Индию, что также вызвало резкую реакцию Вашингтона, хотя санкции в отношении Дели так и не были введены.
США ввели санкции против Турции из-за покупки С-400 у России
Политика
www.adv.rbc.ru
Нынешние ограничительные меры США коснулись Управления оборонной промышленности Турции (SSB), которое заключает контракты на закупку военной техники, и главы управления Исмаила Демира. Они предусматривают запрет на выдачу лицензий и разрешений на экспорт, а также заморозку в США активов Демира и еще трех чиновников ведомства. При этом Вашингтон не стал включать SSB в самый жесткий блокирующий санкционный список США — SDN.
Демир и другие должностные лица SSB не имеют никаких активов в США, обращает внимание директор российского Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
Читайте на РБК Pro
Куда заведет Volkswagen одержимость Илоном Маском
С ним не договориться: как налоговые роботы вычисляют нарушителей
Как поколение Z изменит рынок коммерческой недвижимости
Психолог Сьюзан Дэвид: неверная мотивация — верный способ «сломать мозг»
Россия и Турция заключили контракт на поставку С-400 в 2017 году. Первые компоненты зенитных ракетных систем поступили в республику в июле 2019 года. В начале ноября того же года Россия досрочно поставила Турции четыре дивизиона С-400 стоимостью $2,5 млрд. Вашингтон раскритиковал решение Анкары купить российские комплексы и исключил Турцию из программы поставок истребителей F-35. В августе Турция и Россия достигли соглашения о поставке второго полка С-400.
На прошлой неделе новые санкции в отношении Анкары также согласовали лидеры 27 стран Евросоюза. Перечень тех, кого они коснутся, пока не обнародован. Причиной расширения санкций стал отказ Турции прекращать буровые работы в Восточном Средиземноморье. В заявлении лидеров ЕС сказано, что союз остается приверженным защите интересов входящих в него стран и поддержанию региональной стабильности. Ранее Франция отозвала посла в Турции из-за резких высказываний президента Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес французского лидера Эмманюэля Макрона.
Почему Турция говорит о несправедливости
«Решение США по санкциям в отношении Турции нанесло серьезный удар по ценностям, на которых основывается союз Вашингтона и Анкары», — заявил во вторник министр обороны Турции Хулуси Акар. По его словам, Турция не намерена менять свою политику в сфере обороны. «Шаги по обеспечению безопасности Турции и ее народа будут продолжены самым решительным образом», — заверил министр. Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын в письменном комментарии Bloomberg заявил, что Турция (вошедшая в НАТО в 1952 году) располагает второй по численности армией в альянсе и предпочла бы развивать свою систему ПВО, но руководство альянса не пожелало ответить на стоящие перед Турцией вызовы в области безопасности.
Лавров заявил о применяющих «налево и направо» санкции властях США
Политика
На прошлой неделе сам Эрдоган предупреждал, что введение США санкций будет воспринято в Анкаре как проявление неуважения. В турецком МИДе введенные Вашингтоном ограничения сочли неоправданными, учитывая, что Анкара предлагала США создать совместную комиссию по разрешению споров вокруг С-400.
Турция остается приверженной созданию «полностью независимой оборонной промышленности», заявил попавший под санкции глава SSB Демир. «Любое решение, принятое в отношении меня или нашего ведомства за рубежом, не изменит мою позицию или позицию моей команды», — написал он в Twitter.
Недовольство турецкой стороны обоснованно, Греция также имеет на вооружении российскую систему ПВО С-300, но никто не поднимает вопроса о санкциях в отношении Афин, указывает Мавашев. Анкара неоднократно предлагала создать комиссию по анализу безопасности С-400 для обороны НАТО, напоминает он.
Прощальные приветы Трампа
Под конец своего пребывания у власти Дональд Трамп, который 20 января должен передать власть избранному президенту-демократу Джозефу Байдену, совершил несколько символических жестов.
3 декабря Вашингтон ввел санкции против одного из крупнейших китайских производителей хлопка — компании XPCС. Сдерживание Китая было одной из главных тем внешней политики Трампа.
10 декабря санкции были введены против чеченского фонда имени Ахмата Кадырова, созданного по инициативе Рамзана Кадырова, а также связанных с ним лиц, компаний и спортивных клубов, среди которых ФК «Ахмат». В Вашингтоне объяснили это тем, что «кадыровцы» причастны к убийству российского политика Бориса Немцова и другим серьезным нарушениям прав человека.
ФБР 13 декабря подтвердило, что расследует взлом компьютерных сетей Минфина и одного из управлений Минторга США. Агентство Reuters и газета The Washington Post со ссылкой на источники сообщали, что расследование связано с длительной операцией связанных с российским правительством хакеров.
Как Анкара сможет добиться снятия санкций
Анонсируя санкции, Помпео в то же самое время открыл дверь для возможности урегулирования конфликта, заявив, что Турция должна «незамедлительно решить в координации с США проблему с наличием С-400».
Пока полученные от России батальоны С-400 не заступили на боевое дежурство. 30 апреля Эрдоган сообщил, что из-за пандемии коронавируса их развертывание было временно приостановлено.16 октября СМИ писали, что военные приступили к испытаниям комплексов в районе города Синоп на севере Турции.
Конгресс США оставил лазейку для обхода санкций против Nord Stream 2
Экономика
Эксперты Института изучения внешней политики в США Аарон Стайн и Роберт Хэмильтон считают, что кризис вокруг С-400 может быть урегулирован. Как напомнили аналитики, похожие проблемы ранее у США были с Пакистаном, когда Вашингтон обвинял Исламабад в поддержке группировки «Талибан» (запрещена в России) и наращивании ядерного арсенала, но все равно поставил стране истребители F-16 — при условии, что Пакистан согласится на размещение на своей территории американской военно-технической бригады, проводящей мониторинг использования истребителей.
Подобный опыт может быть использован для выработки решения «турецкого вопроса», считают аналитики. В этом случае разрешение конфликта будет происходить в несколько шагов:
проведение переговоров между техническими командами Турции и США и верификация того, что комплексы С-400 еще не были активированы;
заморозка контракта на вторую поставку С-400 из России;
размещение полученных Турцией С-400 в единственной локации — на воздушной базе в Акинчи;
договор сторон о мерах верификации того, что С-400 не используются в других районах.
В теории предложенная Стайном и Хэмильтоном схема может сработать, однако в реальности ее реализация столкнется с серьезными проблемами, считает эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. «Суть не в создании комиссий и верификации, а в интеграции С-400 в турецкую и натовскую систему и прежде всего в замене наземного радиолокационного запросчика с российского на турецкий, что вообще-то предусмотрено контрактными обязательствами», — поясняет он.
Чемезов раскрыл Путину стоимость контракта с Турцией на поставку С-400
Политика
Кроме того, Турция закупала С-400 во многом из-за их способности противодействия американским вооружениям. «Очевидным триггером к покупке С-400 послужила попытка госпереворота в Турции, в которой большую роль сыграли американские истребители F-16 и вертолеты AH-1 Super Cobra путчистов. Поэтому, с одной стороны, Турции выгодно иметь введенную в строй независимую по определению объектовую систему ПВО С-400 с российским радиолокационным запросчиком, за счет чего будет решаться задача по отслеживанию угрозы со стороны авиации, произведенной в США. С другой, даже в случае замены запросчика на турецкий, тема С-400 слишком политизирована, поскольку США видят тут нарушение натовской солидарности, тогда как Турция — проявление независимости», — сказал Мардасов. В итоге вопрос вокруг С-400 едва ли будет урегулирован в ближайшее время, заключил Мардасов.
«Думаю, что формулировка санкций была специально выверена для того, чтобы оставить возможность, с одной стороны, для политического диалога, в том числе по вопросу С-400, с другой стороны — показывала недовольство американского истеблишмента действиями Турции на институциональном уровне», — говорит живущий в Анкаре независимый эксперт по Турции Тимур Ахметов. Судьбу системы С-400 эти санкции пока что не прояснили, стороны пока не могут представить взаимоприемлемую формулу разрешения проблемы, развитие ситуации стоит ожидать в следующие четыре года, а пока что ни одна из сторон не готова на радикальные шаги, сказал Ахметов РБК.
Санкции и оружейный бизнес России
В Москве санкции США против Турции назвали проявлением надменности США. «Это, конечно, очередное проявление такого аррогантного отношения к международному праву», — заявил глава МИД России Сергей Лавров. До сих пор российские официальные лица не видели какого-либо ущерба российскому экспорту вооружений от санкций или от угрозы их введения. В сентябре прошлого года директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев утверждал, что ограничительные меры западных государств не оказали негативного влияния на позиции России на мировом рынке оружия. В 2018 году он же объяснял, что санкции могут осложнять процедуру расчетов, но спрос на российскую продукцию определяется совсем иными факторами.
При этом эксперты Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) утверждают, что продажи российских компаний, входящих в топ-25 крупнейших мировых производителей оружия, снизилась — в 2019 году они составили 3,9% от общих продаж пула, тогда как в 2018-м — 8,6%. Эксперты связали это как раз с санкциями. В госкорпорации «Ростех» в ответ заявили, что подсчеты института «базируются исключительно на информации из открытых источников, где публикуется, очевидно, не все».