Скрипки Страдивари звучат хуже современных инструментов, показало слепое прослушивание
Скрипки Страдивари звучат хуже современных. Об этом, по результатам специального исследования, сообщила Национальная академия наук США. Специалисты протестировали три скрипки Страдивари и три новых инструмента возрастом не более 10 лет. Звучание оценивалось и с оркестром и сольно.
Американские ученые провели эксперименты, в ходе которых выяснилось, что, по мнению слушателей и экспертов, современные скрипки звучат лучше старинных скрипок Антонио Страдивари, за многие из которых приходится платить миллионы долларов. Результаты исследования были опубликованы в рецензируемом журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Как сообщает сайт Phys.org, эксперты приписывали антикварным скрипкам одну важную особенность: они звучали тише у уха исполнителя, но обеспечивали большую «полетность» звука, так, что слушатели воспринимали их звук более насыщенным и полным в зале, на расстоянии. Исследование этого феномена проводилось в двух залах в Нью-Йорке и Париже.
В ходе эксперимента тестировались три скрипки легендарного мастера Антонио Страдивари (1644-1737) и три новых инструмента возрастом не более 10 лет. Исследования с участием 137 человек проводились, как уже было сказано, в Париже и в Нью-Йорке. Звучание музыкальных инструментов оценивалось и с оркестром, и сольно.
Исполнители играли за экраном так, что их не видели зрители. При этом сами музыканты играли с завязанными глазами и не знали, какую скрипку держат в руках.
В результате как опытные, так и неискушенные слушатели в Нью-Йорке и Париже отдали предпочтение новым инструментам. Сами скрипачи, которые не знали происхождения инструмента, также с небольшим перевесом сделали выбор в пользу современных скрипок.
«Вне зависимости от музыкального опыта слушатели предпочли новые скрипки старым и обнаружили, что новые скрипки обеспечивают большую полетность звука, чем старые», — говорится в результатах исследования.
Два автора исследования сделали заявление о конфликте интересов: один из них работал с фирмой, выпускающей скрипки и альты, другой — с компанией по производству струн.
Издание упоминает еще один эксперимент, который прошел в 2014 году. В нем участвовали десять профессиональных скрипачей. В результате выяснилось, что если музыканты не знают, на каком инструменте они играли, их предпочтения склонялись также в сторону новых, современных инструментов.
Как передает ТАСС, всего в мире осталось около 650 различных видов инструментов, созданных в мастерской Страдивари при его жизни. Цены на Скрипки Страдивари доходят до нескольких миллионов долларов. Больше всего ценятся инструменты, созданные мастером в так называемый «золотой период» – с 1700 по 1725 год.