Саммит неизменности: о чем поговорили «сильные мира сего»
Политолог Евгений Минченко — об итогах прошедшей в Италии встречи стран «Большой семерки».
Как и ожидалось, никаких глобальных решений в ходе саммита «Большой семерки», проходившего в сицилийском городке Таормине, принято не было.
Активно обсуждались главным образом две основные темы. Это фиксация всё еще сохраняющегося консенсуса ведущих стран западного мира по украинскому вопросу и специфическая позиция США по поводу борьбы с глобальным потеплением.
Стоит подробнее остановиться на теме украинского конфликта и санкций в отношении Москвы. В этом смысле итоги «Большой семерки» вновь показали, что ограничения в ближайшее время сняты не будут. Причем до тех пор, пока стороны, включая почему-то и Россию, не выполнят свои обязательства по минским соглашениям.
И это притом что в этих соглашениях записаны обязательства ДНР, ЛНР и Украины, а отнюдь не какие-либо обязательства Москвы, поскольку, как известно, Россия выступает, согласно этому документу, в качестве гаранта вместе с Францией и Германией.
Всё это в очередной раз демонстрирует, что быстрого прогресса в санкционной политике, на который надеялись в связи с приходом на пост президента США Дональда Трампа, ожидать не стоит.
Напротив, санкционное давление на Россию может быть усилено. Это и было зафиксировано в итоговом документе G7.
Важно отметить еще одно событие на нынешней «семерке», которое стало большой неожиданностью. Дональд Трамп все-таки отказался подтвердить обязательства США по Парижскому климатическому соглашению, пообещав сформулировать свою позицию через неделю.
Но здесь уместно напомнить, что практически сразу после того, как Дональд Трамп стал главой США, с официального сайта президента исчезли разделы, посвященные борьбе за права сексуальных меньшинств и борьбе с глобальным потеплением.
Почему же это произошло?
Потому что эти вопросы относятся к повестке, которая активно продвигалась Демократической партией США, завязанной на так называемой зеленой энергетике.
Трамп же опирается на традиционные энергетические отрасли: на нефтяников и угольщиков. И понятно, что во многом он выиграл выборы за счет поддержки тех людей, которые заняты в угольной отрасли.
Неспроста в период кампании в ходу в США был такой народный слоган: «Трамп рубит уголек». И для него потенциальная потеря поддержки в этих конкретных штатах будет более болезненной, чем общее проседание его рейтингов.
Так что нежелание развеять страхи Европы, заявив о том, что США останутся верны Парижскому соглашению по климату, свидетельствует о попытках Дональда Трампа не идти в глобальном мейнстриме. И главное для него сейчас — это удерживать тех избирателей, поддержка которых была для него критически важна.
При этом стоит помнить, что впереди еще саммит «Большой двадцатки» в Гамбурге. Однако, судя по всему, и он ничего радикально нового не принесет.
Евгений Минченко