Правительство без «аллергенов»: кто и зачем вошел в кабинет Мишустина

Владимир Путин назначил членов нового правительства. Можно ли назвать кабинет Михаила Мишустина техническим, кто и какие полномочия в нем получил и почему правительство полностью обновило социальный блок — разбирался РБК

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Президент России Владимир Путин во вторник, 21 января, приехал в Белый дом, чтобы встретиться с новым кабинетом. Одновременно были опубликованы указы о персональном составе правительства Михаила Мишутина. 13 членов кабинета Дмитрия Медведева лишились своих портфелей, обновился социальный и экономический блок правительства, сменились инфраструктурные вице-премьеры.

Изменения не коснулись назначаемых президентом глав силовых ведомств и министра иностранных дел. В этом блоке свой пост потерял только министр юстиции Александр Коновалов — его сменил другой однокурсник бывшего премьера и бывший заместитель председателя правительства Константин Чуйченко.

Кто покинул российское правительство. Фотогалерея

Фотогалерея 

Правительство под нацпроекты

Отставки затронули в первую очередь тех вице-премьеров и министров, к которым были наибольшие претензии по темпам реализации национальных проектов или в сфере ответственности которых было больше всего внутренних конфликтов при их реализации, говорит политолог Александр Пожалов. По его мнению, таким образом полностью реализовалось предупреждение Владимира Путина из прошлого послания Федеральному собранию — в начале 2020 года он оценит работу всех руководителей правительства по нацпроектам

www.adv.rbc.ru

Теперь перед новым правительством стоит задача как можно быстрее развернуть практическую работу по нацпроектам, стимулированию экономического роста, развитию инфраструктуры и подготовке использования «излишков» Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты — словом, перейти к проактивной бюджетной политике (вместо бюджетной экономии и концентрации финансового ресурса), отмечает Пожалов.

Радикальные перемены претерпел финансово-экономический блок правительства, и главная из них — назначение на должность первого вице-премьера Андрея Белоусова, более шести лет занимавшего пост помощника президента по экономике. Прежний первый вице-премьер Антон Силуанов сохранит за собой пост министра финансов. Известный сторонник активного вмешательства государства в экономику Белоусов станет экономическим идеологом нового кабинета.

Подробнее о новом экономическом блоке и ожиданиях от него читайте тут.

Ключевой при осуществлении нацпроектов и решения социальных задач послания, по мнению экспертов, станет роль трех вице-премьеров. «Татьяна Голикова была одним из идеологов социального блока послания, первый вице-премьер Андрей Белоусов известен как сторонник активных инфраструктурных расходов, Марат Хуснуллин в Татарстане и потом Москве в короткие сроки организовал систему управления масштабными транспортными и инфраструктурными стройками», — перечисляет их Пожалов.

Усиливаются полномочия вице-премьера Юрия Борисова. Ранее он отвечал за оборонную промышленность и темпы ее диверсификации, теперь же станет курировать еще гражданскую промышленность и ТЭК. «Если в оборонке Борисов разбирается досконально: он всю жизнь занимался оборонным комплексом и вопросами закупок оружия, то ТЭК для него — чуждая область. Нефть и газ имеет серьезную специфику, это более сложная область работы, чем даже отвечать за промышленность», — говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Он отмечает, что покинувший правительство вице-премьер Дмитрий Козак тоже входил в отрасль ТЭК без большого опыта и нельзя сказать, что за полтора года полностью в ней разобрался. По мнению Симонова, Борисову будет нелегко координировать разнонаправленные интересы крупных госкомпаний. «Слишком много интересов разных тяжеловесов сосредоточено в ТЭК. В свободное от оборонного комплекса время в этом разобраться будет непросто», — полагает эксперт.

Что состав кабинета говорит о позициях премьера

На руководящие должности в правительство Мишустин привел с собой людей из своего круга, таким образом он «выходит за рамки технического премьера», считает заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. К команде премьера эксперты относят четырех из его заместителей: пришедшего с поста гендиректора холдинга «Газпром-медиа» Дмитрия Чернышенко (знаком с премьером со студенческих времен, вместе учились в «Станкине»), заместителя Мишустина по работе в Налоговой службе Дмитрия Григоренко, советника главы ФНС Алексея Оверчука и главу Росреестра Викторию Абрамченко (в начале нулевых она занимала различные должности в Роснедвижимости, с 2004-го по 2006 год ведомство возглавлял Мишустин). Макаркин также считает аппаратным успехом нового премьера сохранение за своей командой поста главы аппарата правительства, который получил Григоренко.

Также эксперты связывают нескольких новых членов правительства с командой столичного мэра Сергея Собянина — в нее включают ставшего вице-премьером заместителя столичного мэра Марата Хуснуллина, ставшего министром высшего образования и науки ректора Тюменского университета Валерия Фалькова, сохранившенго пост министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, работавшего у Собянина в правительстве Москвы и в администрации президента, и нового министра экономического развития Максима Решетникова.

«Собянинское влияние в правительстве несколько усилилось», — считает политолог Константин Калачев. По мнению политконсультанта Дмитрия Фетисова, напротив, сложно назвать Хуснуллина человеком Собянина. «У них сложные отношения», — утверждает он.

Почему заменили 13 членов правительства

По мнению Пожалова, из правительства убраны все «аллергены» как для отраслевых сообществ (вроде критикуемого РАН главы Миннауки Михаила Котюкова, ассоциировавшегося с допинговым скандалом главы Минспорта Павла Колобкова или главы Минтруда Максима Топилина, формально сопровождавшего от правительства непопулярную пенсионную реформу), так и в глазах широкого общественного мнения (вице-премьер Виталий Мутко, министр культуры Владимир Мединский). Пришедшие им на смену люди являются профессионалами для своих отраслей и устойчивого антирейтинга не имеют.

Ранее эксперты называли среди причин отставки правительства Медведева намерение снизить негативное влияние на рейтинг президента на фоне констуционной реформы и начала транзита власти. «После пенсионной реформы правительство Медведева оказалось весьма непопулярным, и его отставку можно объяснить желанием увести негатив от президента», — говорил политолог Калачев.

Новички в правительстве России. Фотогалерея

Фотогалерея 

За реализацию социальной части президентского послания Федеральному собранию («сбережение и приумножение народа России», рост доходов россиян и коэффициента рождаемости) в правительстве Мишустина будет отвечать Татьяна Голикова, которая хотя все министры ее блока ушли в отставку. Именно она курировала подготовку и отбор мер «социальной» части послания президента Федеральному собранию, отмечали источники РБК.

Ни одного из новых руководителей министерств социального блока нельзя назвать человеком из команды Голиковой, отметил в разговоре с РБК федеральный чиновник. Новый министр труда и соцзащиты пришел из Минфина: Антон Котяков с 2017 года курировал там вопросы бюджетной политики в социальной сфере. Он «чистый финансист», и его задача — контроль за огромными расходами и налаживание адресной соцпомощи, сказал РБК источник, близкий к социальному блоку правительства. Однако приход Котякова в Минтруд может привести к «чисто финансово-бухгалтерскому подходу в решении вопросов, как в истории с повышением пенсионного возраста», предупреждает собеседник РБК, знакомый с ходом консультаций по формированию нового правительства.

Новым министром здравоохранения стал Михаил Мурашко, который до этого 8 лет работал в структуре Росздравнадзора, подчинявшийся Минздраву. Во вторник Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство были переподчинены правительству. Позднее источники РБК сообщили, что на место Мурашко придет бывшая глава Минздрава Вероника Скворцова.

Перевода Росздравнадзора под правительство — это логичный шаг, уверен декан факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС и бывший вице-мэр Москвы Леонид Печатников. Вместе с тем он отметил, что «действующие лица» в здравоохранении остались теми же, а у Мурашко не было конфликтов с Минздравом. «Трудно представить, чтобы ведомство работало и само себя проверяло, перевод под правительство поможет устранить конфликт интересов — это сделано по модели подчинения Рособрнадзора правительству», — отметил Печатников.

Мурашко предстоит продолжить начатую Скворцовой модернизацию первичного звена здравоохранения, согласно президентскому посланию Федеральному собранию. При этом Путин обратил в нем внимание на сорванные в 2019 году поставки лекарст, и обещал усилить контроль качества лекарств на всех этапах обращения. В полномочия Росздравнадзора, которым ранее руководил Мурашко, входил ряд задач, непосредственно связанных с лекарственными препаратами, в том числе контроль за их обращением.

Новый министр просвещения Сергей Кравцов также не является новым человеком для системы: в разные периоды своей карьеры он проработал три года в Министерстве образования и науки, в том числе в должности замминистра. Кроме того, с 2008-го по 2009 год он возглавлял Федеральный центр тестирования, который занимался разработкой процедуры проведения ЕГЭ. Одна из основных задач для него закреплена в майском указе — Россия к 2024 году должна войти в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Новому министру высшего образования и науки юристу и члену рабочей группы по изменению Конституциии Валерию Фалькову 41 год. В 2018 году он был назначен на должность ректора Тюменского госуниверситета. При Фалькове университет вошел в программу «5–100», которая предполагает повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов, правда, попасть в международные рейтинги вузу пока не удалось.

Задача Фалькова — наладить взаимоотношения с РАН. Деятельность его предшественника Михаила Котюкова академики постоянно критиковали. Решить предстоит также вопрос с изъятием имущества РАН.

Преемник Мединского на посту министра культуры Ольга Любимова — дочь одного из крупнейших российских театроведов Бориса Любимова. «В этом смысле она в большей степени является своим человеком для культурной среды, в то время как к Мединскому относились с некоторой иронией», — говорит политолог Алексей Макаркин. Сложно ожидать, что Любимова окажется либеральным министром, полагает он, но в нынешней ситуации от министра культуры ждут, чтобы он был способен хотя бы коммуницировать с деятелями культуры.

От нового министра спорта Олега Матыцина ждут в первую очередь преодоления кризиса, связанного с допинговым скандалом и наложенными за него на Россию международными санкциями. Курировавший проведение Универсиад бывший ректор университета физкультуры не завязан в допинговых скандалах и имеет вес на международной арене (он возглавляет Международную федерацию студенческого спорта) «Он обладает достаточно высоким доверием со стороны спортсменов. Важно, что он не был связан с допинговым кризисом», — подчеркнул глава Русада Юрий Ганус.

Надолго ли новое правительство

Временное ли это правительство или постоянное — будет зависеть от результатов его деятельности, уверен Макаркин. С ним соглашается Пожалов. «Сейчас рано говорить о том, какой срок жизни у нового правительства. Всё будет зависеть от достигнутых им практических результатов по реализации нацпроектов и главной задачи для власти перед выборами — преодолению бедности», — уверен он.

Пожалов обращает внимание на серьезное обновление состава кабинета и большое количество неизвестных для массового избирателя лиц в нем. «Это подкрепляет тот курс на масштабные перемены, который уже был задан президентском послании — и в его социальной части (наиболее затратной за все последние годы), и в части конституционной реформы. Именно такой запрос на обновление, вопреки возникшим в ходе президентской избирательной кампании ожиданиям прорыва, не был удовлетворен в мае 2018 года, при формировании прежнего кабмина», — подчеркивает Пожалов.

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников считает, что эта команда с какими-то незначительными изменениями может проработать и до периода парламентских выборов, возможно, даже до президентских. Перед правительством Мишустина ставятся такие задачи, как улучшение госуправления, цифровизация, технологизация, но ни структурных реформ, ни модернизации в повестке нет, полагает Колесников. По его мнению, роль Мишустина мало будет отличаться от роли его предшественника. «Реальный политический премьер — это все равно Путин, как это было и при Медведеве», — резюмирует он.

Как структурно изменилось правительство

  • Девять вице-премьеров вместо десяти.
  • Министерство по делам Северного Кавказа упразднено, его функции перешли Минэкономразвития.
  • Росреестр подчиняется теперь напрямую правительству (ранее — Минэкономразвития).
  • Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство теперь подчиняется напрямую правительству (ранее — Минздраву).
  • Росимущество подчиняется теперь Минфину (ранее — Минэкономразвития).

Авторы:
Юлия Старостина, Евгения Кузнецова, Елизавета Антонова, Людмила Подобедова, Кирилл Сироткин, Егор Губернаторов, Иван Ткачёв, Анна Гальчева

По материалам: РБК
Поиск по сайту

Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
© 2024    vseinfo.com    //    Войти   //    Вверх