Почему Польша показала антибандеровский оскал
Польша в своём отношении к Украине сейчас напоминает обезьяну из старого анекдота, которая металась между умными и красивыми.
Её несчастный мозг просто закипал от напряжения, ведь считая себя одновременно «умной» и «красивой», макака не в силах была сделать необходимый выбор. В аналогичной ситуации сейчас пребывают и поляки.
С одной стороны они очень хотят «дружить» с Украиной против России, стараясь по максимуму поддерживать накал украинско-российского противостояния, а с другой стороны им хочется, чтобы украинцы снесли все памятники УПА, прокляли и забыли Бандеру, а потом дружно бухнулись на колени и покаялись перед Варшавой. Прямо как в той поговорке: и рыбку съесть, и…
На днях на польском ресурсе wPolityce вышла статья Петра Цивиньского, в которой он скорбно размышляет о «польской дилемме по поводу Украины». В ней, прежде всего он сетует на то, что «мы уже упустили несколько возможностей склонить Украину произвести расчёт со своим прошлым». В том смысле, что не смогли убедить правящую украинскую элиту отказаться от фундаментальных положений официальной государственной идеологии, краеугольными камнями которой являются Стефан Бандера, Организация украинских националистов, Украинская повстанческая армия и широкомасштабные этнические чистки поляков на Волыни.
Проблема в том, что великая национальная гордость сознательных украинцев является для поляков страшным, нечеловеческим преступлением. Для Польши чествование Бандеры и УПА это как демонстративное испражнение на головы поляков.
Ну представьте, к примеру, ваш папа был маньяком, садистом и серийным убийцей, который, в том числе, изнасиловал, а потом разрубил топором соседскую барышню. Соседи требуют осудить папу, покаяться, признать вину. С одной стороны, вроде бы не хорошо рубить топором невинных людей, а с другой это же папа! Родной! К тому же тяжело всю жизнь жить с мыслью о том, что твой отец — конченный садист и убийца. А внукам кого в пример ставить? На чьих жизненных достижениях их учить? Поэтому соседи посылаются очень далеко, вместе с их изнасилованной и расчленённой родственницей. Это в их доме трагедия, а для вас ваш папа — распираемый потенцией герой-телоруб, с которого внуки будут брать пример!
По этой схеме мыслит и чувствует украинский патриот. Короче говоря: слава Украине — героям слава!
Понятное дело, что от такого расклада полякам страшно. Ведь на примере почившего в бозе маньяка и садиста воспитываются его внуки. Причём исключительно в духе садизма и принципиального «маньячизма». Как завещал их великий (для сознательных украинцев) дедушка. Поляков они пока не режут, но на польские могилы уже демонстративно мочатся горячей уриной.
Поэтому неудивительно то, что поляки разочарованы и даже раздосадованы. Была у них большая надежда на Украину, но уж слишком она стала неформатной с польской точки зрения. На фоне этого бандеровского неформата даже яростная русофобия сознательных украинцев не радует.
Вот и пришлось полякам корректировать свою стратегию относительно огорчивших их украинцев. Сперва министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский высказался: «Наше послание (украинцам) очень ясно: с Бандерой в Европу не войдёте! Мы говорим об этом и громко, и тихо. Мы не повторим ошибок…».
А после этого аналогичным образом высказался заместитель министра обороны Михал Дворчик, заявивший о том, что «если Украина хочет присоединиться к семье европейских народов, ей следует посмотреть правде в глаза и разобраться со своей сложной историей. С националистами и Бандерой на знамёнах в ЕС ей не войти».
Если кто-то ещё не понял, то стоит пояснить, что на данный момент из европейского адвоката Украины, Польша самым неожиданным образом преобразилась в главный барьер на пути украинцев в Европу (и не только в плане гигантских заторов на границе). Т. е. негативное отношение простых поляков к «бандерам» на бытовом уровне, нашло своё логическое и практическое продолжение в государственной политике Варшавы.
«Руководствуясь высшими побуждениями, мы каждый раз стояли стеной за наших восточных соседей и первыми в мире признали независимое украинское государство. Кроме того, мы стали самопровозглашенным „адвокатом” Киева в его стремлении интегрироваться с западными структурами. Такая однозначная позиция практически не повлияла на желание украинцев произвести коллективный акт покаяния, — с досадой написал Пётр Цивиньский в упомянутой выше статье. И, что тоже следует учесть, чем дальше, тем сложнее нам будет склонить их пересмотреть своё отношение к виновникам преступлений семидесятилетней давности, превратившихся уже в „национальных героев”, которых возносят на пьедесталы и увековечивают в названиях улиц, площадей, школ и других объектов».
Понимая, что нагнуть вольных «бандер» уже не получится, Варшава начала постепенно закрывать европейское окно для Украины. Именно поэтому «делегации Украины неслучайно не оказалось в числе участников саммита „Инициативы трёх морей” в Варшаве, значение которого повысил визит президента США Дональда Трампа». Маленькая, но сладкая месть.
Параллельно внешнеполитическим телодвижениям, польские власти развернули внутри Польши широкомасштабный погром украинства. Теперь там не только украинским гражданам лица на улицах бьют, теперь там любое упоминание украинских националистических героев достаточно жёстко пресекается как государством, так и общественностью.
Так, к примеру, на кладбище польского села Грушовичи возле Перемышля недавно был установлен металлический крест посвящен украинцам, которые в годы Второй мировой войны спасали поляков от украинских националистов. Причём крест этот был взят с ранее разрушенного памятника бойцам УПА. В открытии и освящении креста 7 июля приняли участие представители местной власти и патриотических организаций.
Польский посыл очевиден и понятен: нам нужны «правильные» украинцы, т. е. украинцы, помогающие полякам, нужна Украина без Бандеры, без Шухевича, без ОУН* и без УПА!
После этого в Польше стартовала антиукраинская акция в память о «волынской резне» под названием «Нет героизации УПА в Польше». Как сообщает издание Nowiny24. pl, её организаторами выступили поляки, которые ранее участвовали в сносе памятника бандеровцам в Грушовицах.
Фактически на данный момент на Украине и в Польше идут два диаметрально противоположных пропагандистских процесса. Если на нынешней Украине Бандера, Шухевич и УПА это как Ленин, Сталин и КПСС в советские времена, то в Польше лишь за одно их упоминание уже «пыки» бьют. Вероятно, скоро будут сажать. Всё идёт именно к этому.
Самое забавное, что на волне антиукраинских настроений, которые поляками подаются как «антибандеровские», Польша планирует построить на границе с Украиной свой «восточный вал» в виде забора.
Как сообщила замминистра сельского хозяйства Польши Эва Лех, Варшава опасается диких украинских кабанов. Каких именно кабанов, она не уточнила.
В этой ситуации интересно то, что на фоне гробового молчания Петра Порошенко, диалог с поляками от имени Украины ведут националисты.
К примеру, сын Романа Шухевича просто призвал плевать полякам в рожу. Причём не образно, а прямо, смакуя каждое слово.
А недавно глава Организации украинских националистов и первый зампред Гостелерадио Богдан Червак заявил, что примирение между украинцами и поляками невозможно, и что Киев должен выставить Польше счёт за геноцид украинцев. Об этом он написал на своей страничке в Facebook.
«У нас хватит мужества выставить счёт за все обиды, а прежде всего за геноцид украинцев во время операции „Висла”. Поляки думают, что „восстановили справедливость”. На самом деле — предали украинцев. Польша заболела шовинизмом», — сообщил глава ОУН.
А перед этим в Гданьске неизвестные украинские патриоты (судя по всему из числа заробитчан-националистов) осквернили памятник жертвам «волынской резни». Очевидно нынешние бандеровцы решили бить врага на его же территории, как это когда-то завещала советская военная доктрина.
В свою очередь Пётр Цивиньский, подытоживая свою статью, делает главный вывод: «Это звучит как издёвка, но героями Украины стали люди, причастные к геноциду, тогда как украинцы, которые порой ценой собственной жизни спасали своих польских соседей, остаются в тени. Я всей душой выступаю за польско-украинское примирение, но в теме зверского убийства тысяч поляков, погибших только из-за своей национальности, никаких уступок быть не может».
Как бы в ответ ему, на сайте украинского Телеканала 24 Наталия Филипчук написала: «Не где-то в кулуарах парламента, а в обосновании решения говорится о „преступной украинской националистической идеологии”, которую сейчас продвигают на Украине! Польские депутаты убеждены, что украинцы не имеют права считать героями членов ОУН и УПА. Это звучит так же, как если бы Германия сегодня заявила, что поляки не имеют права героизировать участников польского Движения сопротивления.
Теперь жду, когда польский парламент так же дружно извинится перед украинцами за пацификацию, которая собственно и повлекла Волынскую трагедию, и операцию „Висла”.
А господин Качиньский, который поддержал идею именно таким образом выразить солидарность Украине, когда пытался сдерживать Россию на своих восточных (а не западных рубежах), извинится перед лемками за то, что у них украли родину, за уничтоженные под корень украинские церкви и любые памятники старины, которые напоминали, что восточная часть Польши когда-то была Украина.
А ещё жду, когда президент Дуда возложит венок к памятнику жертвам „операции Висла”. И может даже станет на колени. Кстати, а где на Украине есть такой памятник?»
Во всём этом самое интересное то, что пока украинские патриоты ждут, когда поляки встанут перед ними на колени, Варшава начинает постепенный геополитический разворот в совершенно неожиданном направлении. Причём выглядит он вполне резонно на фоне резкого обострения отношений Польши с Евросоюзом.
Как недавно написал Яцек Жаковский в издании Gazeta Wyborcza, «самое интересное и новое заключается в том, что исчезает путинская Россия в качестве врага „патриотического лагеря”. У Польши, которая находится под властью партии „Право и справедливость”, уже нет врага на Востоке. Враг на Западе — Евросоюз, корпорации, Франция, Германия — и в прозападной среде в Польше — СМИ, третий сектор, культура. Партия „Право и справедливость” передвинула фронт с линии Буга на Одер».
«Это указывает на то, что готовится открепление польского вагона, идущего на Запад, и присоединение его к поезду, движущемуся на Восток», — считает он.
«Означает ли это явный переход от критики „российско-немецкого кондоминиума” к созданию „трамповско-путинского кондоминиума”? В этом мы убедимся в четверг, когда в Варшаву приедет Дональд Трамп», — подчеркнул Жаковский. Вероятнее всего он в этом убедился. Чуть позже. Когда американский президент встретился с Владимиром Путиным.
На что намекает польский журналист? Похоже на то, что Варшава держит нос по ветру, и, учуяв фундаментальные изменения во внешнеполитическом курсе Вашингтона, уже пытается под него с выгодой для себя подстроиться. Отсюда и внезапная вялость в отношении «имперской» России, и нарастающая украинофобская «эрекция» в отношении бандеровской Украины, потерявшей своего главного покровителя в лице США. Очевидно, поэтому русские теперь кажутся полякам не такими страшными, как раньше, а терпеть бандеровское быдло дети Речи Посполитой уже не в силах. Оно и понятно, ситуация меняется.
Судя по всему, в ближайшее время в Восточной Европе грядут серьёзные геополитические пертурбации. Ну а крайней в конечном итоге, как всегда, будет неформатная Украина.
Андрей Ваджра
* Запрещенная в РФ экстремистская организация.