Несогласные не в счет: как Эрдоган поведет себя после референдума
Реджеп Эрдоган
Фото: Murad Sezer / Reuters
Почти 49% граждан Турции на референдуме в воскресенье не поддержали расширение прав президента. Внутренняя политика Реджепа Эрдогана практически не изменится, однако он будет вынужден смягчить отношения с Евросоюзом, говорят эксперты
Ответственность президента
Власти Германии призвали в понедельник, 17 апреля, турецкое правительство к поиску «уважительного диалога» со всеми политическими и общественными силами в стране, говорится в опубликованном совместном заявлении канцлера ФРГ Ангелы Меркель и министра иностранных дел страны Зигмара Габриэля. «Результаты напряженного референдума показывают, как сильно расколото турецкое общество. Это означает, что большая ответственность лежит на руководстве страны и лично на президенте Эрдогане», — подчеркнули они в заявлении. Днем ранее Европейская комиссия также посоветовала Анкаре добиваться широкого национального согласия по конституционным поправкам, учитывая небольшой перевес голосов поддержавших реформы Конституции страны.
Референдум по переходу на президентскую форму правления с парламентской, состоявшийся 16 апреля, завершился победой сторонников Эрдогана с незначительным перевесом голосов. Подсчет 99,97% бюллетеней показал, что за расширение полномочий турецкого президента проголосовали 51,41% избирателей, 48,59% — против. Явка составила 85,32%. Официальные результаты будут подведены в течение 12 дней.
Сразу после окончания голосования оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) заявила о намерении оспорить результаты и потребовать пересчета 60% голосов. В день референдума также стало известно, что Высший избирательный совет (ВИС) Турции при подсчете голосов постановил, что могут быть учтены бюллетени без печатей. Согласно установленной процедуре, на каждом бюллетене должна быть поставлена печать окружной избирательной комиссии, пишет ОБСЕ в своем предварительном отчете по голосованию. Решение ВИС принять их к подсчету является нарушением установленного законом положения, согласно которому такие бюллетени должны быть признаны недействительными, говорится в отчете ОБСЕ. Глава ВИС Турции Сади Гювена подтвердил, что решили принять бюллетени без печатей в последнюю минуту. По его словам, эта ситуация не является беспрецедентной, в прошлом были случаи, когда власти страны разрешали принимать бюллетени без печатей. Оппозиционная прокурдская Партия демократии народов утверждает, что до 3 млн бюллетеней были без печатей, а их принятие к подсчету повлияло на исход референдума. Сторонники Эрдогана победили с перевесом в 1,4 млн голосов.
Реджеп Эрдоган выступает после итогов конституционного референдума
Фото: Yasin Bulbul / AP
Результаты референдума в Турции — это пиррова победа для Эрдогана и правящей партии, так как проблема политической стабильности в стране до сих пор актуальна и решить этот вызов будет далеко не просто, рассказал РБК Волкан Оздемир, эксперт кафедры евразийских исследований в Ближневосточном техническом университете в Анкаре. «Вне зависимости от политических последствий результаты референдума ясно говорят о том, что турецкое общество разделено на два лагеря», — подчеркнул Оздемир. Общество расколото, и свою долю вины в этом несет и действующая власть, уверен независимый эксперт по Турции Тимур Ахметов. Контролирующая значительные медиаресурсы правящая Партия справедливости и развития делала ставку на антагонизацию противоречий в обществе в надежде на консолидацию собственного электората, объясняет он. После референдума акцент на политические разногласия будет снижаться примерно до следующих выборов 2019 года, при подготовке к которым Эрдоган может вновь зарабатывать политические очки на игре на противоречиях, прогнозирует Ахметов. Президент авторитарными методами добился своего — принятия легитимным способом президентской республики, дальнейшие действия властей будут направлены на консолидацию нового режима, в том числе сравнительно мягкими репрессивными мерами против несогласных без сползания в неприкрытый авторитаризм, говорит Ахметов.
Что получил президент
После референдума Турция из парламентской республики, основы которой были заложены в 1923 году основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком, станет президентской. Пост премьер-министра будет упразднен, а исполнительная власть сосредоточится в руках президента. Он будет напрямую назначать вице-президента, министров, часть членов Коллегии судей и прокуроров. Он также получит право издавать указы, распускать парламент, вводить и отменять чрезвычайное положение.
Президент также получит право состоять в политической партии. В соответствии с принятыми поправками следующие президентские и парламентские выборы пройдут 3 ноября 2019 года. Действующий президент Эрдоган, занимающий пост с 2014 года, сможет принять участие в кампании 2019 года и в следующей, в 2024 году.
Из 18 предложенных поправок в ближайшее время будут реализованы три, касающиеся назначения судей и прокуроров, упразднения военных судов и восстановления права президента состоять в партии. Остальные начнут действовать после выборов 2019 года.
Отход от Евросоюза
Обеспокоенность процедурой проведения референдума выразили Венецианская комиссия Совета Европы и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Конституционные поправки «не отвечают модели демократической президентской системы, основанной на разделении властей», могут привести к созданию в стране единоличного режима правления и к снижению шансов Турции на вступление в ЕС, предупредили эксперты Венецианской комиссии Совета Европы еще 10 марта.
Депутаты правящего в Германии партийного блока ХДС/ХСС считают, что итоги референдума должны поставить точку в переговорном процессе о вступлении Турции в Евросоюз (формальные переговоры по этому вопросу ведутся с 2005 года). Перспективы членства Турции в ЕС являются «самообманом», переговоры должны быть сняты с повестки дня, заявил 16 апреля зампредседателя Христианско-социального союза (ХСС) Манфред Вебер. Дверь в ЕС для Турции «окончательно закрыта», заявила Юлия Клекнер, заместитель председателя Христианско-демократического союза (ХДС). По ее мнению, Брюссель должен прекратить оказание финансовой поддержки Анкаре. На реформы, необходимые для выполнения плана по вступлению в союз, Турция уже получила от Брюсселя €4,8 млрд и до 2020 года должна была получить еще €4,45 млрд, сообщает Deutsche Welle.
Немецкая оппозиция призывает к более радикальным шагам. Необходимо отозвать 260 немецких солдат с турецкой военной базы Инджирлик (используется НАТО) и прекратить поставки оружия Анкаре, заявили лидер Левой партии Сара Вагенкнехт и председатель партии «Зеленые» Джем Оздемир (их слова приводит Deutsche Welle).
Исход референдума даст повод заблокировать вступление Турции в ЕС, считает турецкий эксперт Волкан Оздемир. Еще более ухудшить отношения с Западом может намерение президента Эрдогана восстановить смертную казнь, отмененную по его инициативе в 2004 году. 16 апреля после закрытия участков для голосования Эрдоган заявил, что намерен обсудить этот вопрос с правительством как можно быстрее. Восстановление смертной казни — нереалистичный сценарий, так как несет много рисков для турецкого президента, который будет все же пытаться поддерживать диалог с Западом, говорит Оздемир.
«Для ЕС введение смертной казни является красной чертой, перешагнув которую Турция может надолго осложнить переговорный процесс с Брюсселем. Скорее всего, тема введения смертной казни будет и дальше педалироваться турецкими властями, но реальных шагов в этом направлении предпринято не будет», — отмечает Тимур Ахметов. Восстановление смертной казни может привести к беспорядкам среди курдского населения, опасающегося, что первый смертный приговор может быть вынесен лидеру Рабочей партии Курдистана Абдулле Оджалану, объясняет он. Турецкие власти признали партию террористической организацией. Эрдоган перед референдумом говорил, что население требует наказать смертью причастных к неудавшемуся госперевороту в июле 2016 года.
Экономический всплеск
По результатам референдума в цене подскочила турецкая лира, сообщает Bloomberg: в первые минуты торгов в Стамбуле 17 апреля турецкая валюта укрепилась на 2,5%, до 3,6188 за $1, показав максимальный внутридневной рост с 30 января, а к 13:16 мск торговалась уже на уровне 3,6650. Это краткосрочная тенденция, уверена заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко. Сохранение политической стабильности — несомненно, положительный фактор для внутренних рынков Турции, отметила эксперт в беседе с РБК. Однако в долгосрочной перспективе выводы пока делать рано — референдум может сказаться как положительно, так и отрицательно, в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. «Экономическая ситуация на глобальных финансовых рынках нестабильна. Сегодня уровень интереса иностранного капитала [в турецкой экономике] снижается, а без него Турции будет непросто», — отметила Ульченко.
Сохранить
Сохранить