Наталья Поклонская: «Наша вера — это то, что делает нас настоящими русскими людьми» (ФОТО)
Интервью с человеком, ставшим одним из символов Русской Весны.
Ситуация вокруг скандального фильма Алексея Учителя «Матильда» перестает быть лишь предметом кулуарных дискуссий и источником информационных поводов для прессы. Слишком многие уверились в том, что выход этого фильма на большие экраны в годовщину столетия революции будет означать всенародное глумление над памятью жестоко убитой царской семьи, историческую диверсию, умышленное попрание достоинства граждан России и моральной причиной нового государственного переворота, после которого историческая Россия уйдет в прошлое.
Православное народное движение «Сорок Сороков» не осталось в стороне и принимает активное участие в защите чувств верующих. Уже десятки тысяч граждан нашей страны и других государств объединяются для того, чтобы остановить выход кощунственного фильма в прокат.
Безусловным лидером этого процесса является депутат Государственной Думы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская.
Представители движения «Сорок Сороков» совместно с независимым журналистом Владимиром Шакуловым встретились с Натальей Владимировной, чтобы поговорить о том, почему главы субъектов, священство, муфтии и прокатчики выступают против «Матильды», зачем Учитель выбрал актера с амплуа педофила на роль последнего русского государя и почему в России «свобода творческого самовыражения» оплачивается за счет бюджета.
Владимир Шакулов: Сохранение традиционных ценностей это стратегическая задача, которая связана с вопросами национальной безопасности. В полумифической доктрине Аллена Даллеса сказано: «мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание, одурачивание людей, на подмену их ценностей на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить». Как говорится, «плана Даллеса нет, но он действует». Что мы можем этому противопоставить?
Наталья Поклонская: У нас имеется своя доктрина «информационной безопасности Российской Федерации», которая в декабре прошлого года была подписана указом президента. В документе прямо сказано, что сегодня «наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Поэтому одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности, согласно документу, является «нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Наша задача — сохранить наши традиционные культурные ценности, историческую истину, а также основы веры. Пока мы этим дорожим — мы являемся по-настоящему крепкой страной. Россия — это нравственность, Россия — это вера, Россия — это великая держава. Мы должны и обязаны сохранить самое дорогое, что невозможно купить, что невозможно продать или отнять — наши души, нашу веру, наши традиции.
Игорь Ильин: Наталья Владимировна, то, о чем Вы сейчас сказали, очень хорошо сочетается со стратегией национальной безопасности 2015 года и со стратегией информационной безопасности 2016 года. И там и там прописано, что приоритет нашей внутренней политики — защита традиционных ценностей. Любой социолог скажет, что у нас минимум 70 процентов людей относят себя к православию.
Но как нам быть, если на бумаге мы имеем все необходимые законодательные акты, стратегии, Президент говорит правильные вещи, а в реальности мы наблюдаем кощунственные постановки во всех сферах искусства? Как следует вести себя православным гражданам, которые видят, что, с их точки зрения, происходит кощунство, и более того, это делается за бюджетные деньги?
Н.П. Да, к сожалению, есть такие факты. Как с этим бороться и что делать людям? Конечно же использовать те полномочия, те возможности, которые прописаны в действующем законодательстве, обращаться в компетентные органы. К примеру, что касается крайних массовых заявлений по поводу недопущения фильма «Матильда»: мне поступило около 40 тысяч заявлений с подписями людей. Они выступают против, они говорят: возбудите уголовное дело, не допустите осквернения наших святынь, потому что этим фильмом оскорбляется наше религиозное чувство.
Люди обращаются не только на мое имя, но и на имя других депутатов. К сожалению, многое зависит от чистоплотности чиновника. Буквально на днях я слышала выступление одного из депутатов, которая сообщила о том, что получила от людей заявления по поводу ущемления и оскорбления религиозных чувств фильмом «Матильда».
Она сказала помощнику: «Да выбрось его в урну». Вот так делать нельзя. Я не выброшу в урну, каким бы заявление ни было. Если заявление не соответствует тем критериям, которые указаны в законе о порядке рассмотрения обращений граждан, то эти заявления подшиваются в номенклатурное дело и остаются без рассмотрения.
Но те заявления, которые несут в себе конструктивное зерно, в которых указан адрес человека, можно посмотреть, разобраться, в чем проблема и провести проверку, перепоручить, перенаправить это заявление. Существует масса предусмотренных законом способов рассмотрения неверно оформленных обращений граждан.
К каждому обращению нужно относиться очень аккуратно и понимать ту боль, с которой обращается автор. Потому что просто так, от нечего делать, он писать не будет. Человек пишет только тогда, когда он понимает, что его права нарушены. И у кого тогда он просит о помощи? У депутатов, у прокуроров, у полиции — у всех, у кого следует искать помощи, и кто получает за это заработную плату.
И.И. Наталья Владимировна, мне кажется, что те люди, которые пишут заявления на Ваше имя, делают это не потому что они считают, что нарушаются их личные права. Мы привыкли говорить юридическим языком и опираться на существующую законодательную базу, в соответствии с которой заявителям необходимо указывать на факт оскорбления своего личного религиозного чувства.
Но ведь мотивы этих людей — отнюдь не эгоистические. Они думают не о себе, а о национальном, российском благе. Понимают ли это депутаты, которые составляют Государственную Думу, выполняют ли они функцию народного представительства? Для чего Вы стали депутатом? Ведь не для того же, чтобы выбрасывать заявления от простых людей.
Н.П. Думаю, что это единичный случай, который, может быть, даже не вполне соответствует действительности — чиновник так сказала просто не подумав. Что касается меня, я стала депутатом для того, чтобы быть представителем народа, своих избирателей. И когда ко мне обращается конкретный человек, я понимаю, что он и дал мне полномочия, которыми я должна пользоваться для того, чтобы восстановить либо не допустить нарушение его прав
В.Ш. Естественно Вы не могли не отреагировать на письма, которые поступили в Ваш адрес по поводу фильма Матильда.
Н.П. Конечно, тем более в таком количестве. Вы понимаете, это не просто какое-то единичное письмо, это 40 тысяч граждан Российской Федерации. Обращения приходят и из-за рубежа: от различных политических партий, общественных движений Сербии, Черногории, например.
Один из священно-архимандритов православного монастыря на святой горе Афон изложил свою официальную позицию по поводу этого фильма, и обратился ко мне письменно. Хотелось бы даже процитировать, потому что это очень важно. Ведь как сейчас любят острить: «Не читал, но осуждаю».
Священно-архимандрит пишет: «для того, чтобы сформировать и выразить отношение к фильму Матильда отнюдь не требуется его просматривать, поскольку сама заявленная тема, основанная на нечистоплотных слухах, является заведомо провокационной и вызывает неприятие у всякого человека, благоговеющего перед историей Отечества, и сохранившего целостным свое нравственное чувство.
Сам факт постановки фильма с такой нечистоплотной идеей в великой православной стране России, на которую с надеждой смотрят многие народы, глубоко огорчает и удручает нас. Мы не можем охарактеризовать этот фильм иначе как глумление над чувствами верующих».
Муфтии одного из субъектов РФ, тоже обратились официально, с заявлением на мое имя с просьбой не допустить осквернения святынь. Потому что мусульмане России почитают и любят Государя. Более 100 лет назад, была сформирована Дикая дивизия. Горцы добровольно приняли присягу на верность государю, и они оставались ему верны до самого конца.
Когда очень многие приближенные и высшие генералы предали царя, командующий Дикой дивизией — не предал. Он не подписал предательской телеграммы, потому что был храбрым и честным. И сегодня происходит похожая ситуация.
Некоторые главы субъектов РФ также просят министра культуры в случае выдачи прокатного удостоверения на этот фильм исключить из прокатного удостоверения территорию их субъекта. Потому что у них ценят историю и чтут веру, не допускают осквернения святынь и оскорбления религиозных чувств верующих.
Создатели фильма устраивают закрытые показы для прокатных организаций: не все прокатные организации соглашаются приобретать права на фильм. Несколько прокатчиков также обратились ко мне письменно с официальной позицией, что они отказались приобретать эти права, поскольку картина является осквернением святынь и оскорблением религиозных чувств, издевательством над нашей великой вековой историей.
Эта позиция уже стала коллективной и невозможно ее игнорировать. Нельзя не слышать людей, которые стучатся во все ведомства, собирают подписи, пишут массовые заявления. Нельзя не обращать внимания и делать вид, что ничего не происходит. Значит, права нарушены, значит, что-то их глубоко задевает. Каждому чиновнику, каждому должностному лицу очень важно понимать это и работать во благо людей и для восстановления закона, используя те полномочия, которые ему предоставлены.
И.И. Наталья Владимировна, как так получилось, что, по словам самого Алексея Учителя, деньги на эту картину были выделены фондом кино, это государственные бюджетные деньги. Существует ли какая-то возможность общественного контроля тех картин, на которые выделяются государственные средства, чтобы впредь такого не могло случиться?
Н.В. Хочу обратить внимание на существование контролирующих надзорных органов, которые обязаны проверять целевое расходование денежных средств. Вот почему я говорю, что фильм можно не смотреть, достаточно прочитать утвержденный сценарий. Конкретно под него выделены бюджетные деньги.
И если готовый продукт будет отличаться от сценария, то это будет означать нецелевое расходование бюджетных средств — уголовное преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет. Поэтому, совершенно не нужно дожидаться выдачи прокатного удостоверения и идти в кино, чтобы получить о «Матильде» полное представление. Имея сценарий перед глазами это можно сделать заранее и самостоятельно.
Что делать, чтобы не допускать фактов использования бюджетных денег на продукты творчества, которыми могут задеваться чувства верующих и другие права людей? Все законы уже написаны, все процедуры предусмотрены. Остается только одно: каждому достойно выполнять свои должностные обязанности. Это в первую очередь касается чиновников и контролирующих органов.
В.Ш. Потрачен гигантский бюджет. Наверное, эти деньги можно было направить на полезное дело, снять, например, добротный сериал, рассказывающий о царской семье, о событиях, с ней связанных, о крушении тысячелетней русской монархии. То есть, с большим уважением подойти к нашим традициям, к народным чаяниям, к Русской Православной Церкви.
Н.П. Некоторые любят говорить, что на свободу их творчества посягают Поклонская и контролирующие органы. Да никто не посягает на свободу творчества! Только не нужно забывать, что границы свободы, основанной на праве, заканчиваются там, где она начинает посягать на права других людей.
Скажем прямо: если бы создатели фильма делали свое произведение искусства как творческий вымысел без привязки к конкретным историческим личностям, то никто бы на их картину не посягал и не говорил бы, что ущемляются права верующих. Но главными героями фильма являются святые православные мученики, святой русский государь. Безусловно, создатели должны были понимать, что оценивать этот продукт будут и верующие люди, которые почитают этого святого, а почитают его не только в России. Крайне осторожно нужно было подходить к самой идее такого сценария.
В полемике авторы фильма называют его художественным произведением, и это якобы дает им «право» перевирать историю. Но в рекламе, которая транслируется в кинотеатрах, утверждается, что это исторический блокбастер, основанный на реальных событиях.
Есть историческая экспертиза и проведена она не депутатом Поклонской, а доктором исторических наук, который имеет стаж экспертной работы 35 лет. Экспертиза заключает, что это совершенно не история, это чья-то фантазия. Никакого отношения к историчности данное произведение не имеет.
Например, в соответствии с утвержденным сценарием, в фильме святая государыня Александра Федоровна представлена как истеричная женщина, которая добивается любви у государя, и занимается колдовством. Дает указания подсыпать битое стекло в тапочки балерины Матильды, чтобы добыть кровь, а потом наколдовать, вызывает дух умершего Александра III, с целью получить некое благословение на брак с цесаревичем. Вот так представлена православная святая. Это оскорбительно.
Помимо психолого-лингво-юридической и исторической экспертиз была третья, о которой пришло время сказать. Это экспертиза фильмографии актера, специально приглашенного из Германии режиссером. По словам самого Алексея Учителя, было «важно, чтобы человеческие характеристики актеров совпадали с душевными качествами наших героев».
Режиссер Алексей Ефимович на роль православного святого русского государя выбрал именно Ларса Айдингера, который ранее снимался исключительно в порнографических и антихристианских фильмах. Все эти фильмы мы с экспертами изучили, и сделали вывод, что амплуа, которое несет в себе данный актер, является порнографическим и антихристианским. Именно этот актер был подобран на роль святого русского государя.
В.Ш. Умышленно?
Н.В. Умышленно. Судебно-психиатрический эксперт и юридический эксперт дают заключение о том, что, к примеру, в фильме «Гольциус и пеликанья компания» есть элементы пропаганды расизма, демонстрируется публичное испражнение, пренебрежение к христианству и присущим ему религиозным ценностям, совмещение сакрального с вульгарно-низменным, соответствующим скатологической в том числе обсценной семантике; реализуется прием изощренного и жестокого крайне болезненного оскорбления религиозных чувств верующих христиан и грубейшего унижения их человеческого достоинства. Ветхий Завет именуется в фильме грязной книжонкой.
Кроме того, был исследован еще один фильм, в котором снимался этот актер. Это «Дора, или сексуальные неврозы наших родителей». Там, где герой Ларса Айдингера насилует девочку-ребенка больную аутизмом. И именно он по «душевному складу» выбирается режиссером на роль святого православного мученика. Если это не оскорбление, то что тогда оскорбление?
100 лет назад, когда государь и его семья были ещё живы, для проверки реакции народных масс был запущен слух, что государь со всей семьей убиты — и люди промолчали. Но сегодня — не так. Сегодня люди говорят: не нужно больше клеветы. Наше общество здоровое, а этот фильм — не наша история. Наша история великая, наша история красивая; мы ею гордимся и никому не отдадим.
В.Ш. Что касается фильма «Гольциус и пеликанья компания», я решил глянуть одним глазком, меня хватило минут на 10
Н.В. Это очень много
В.Ш. Но я полностью подтверждаю выводы ваших экспертов. Я бы хотел, чтобы мы сейчас поговорили о той исторической фигуре, которую мы уважаем.
Государь император, полагаю, сознательно выбрал путь мученичества, путь подражания Христу. Но те, кто сейчас не хочет честно обсуждать трагические события 100-летней давности, искажает их — прекрасно понимают, что осмысление той эпохи, причин и следствий произошедшей тогда в России катастрофы может привести к ясному пониманию правильного вектора развития нашей страны в ближайшем будущем. Это все взаимосвязано.
Н.П. Конечно, мы должны делать выводы, знать нашу историю и чтить христоподражательный подвиг, который совершил наш государь со своей семьей. Действительно, понять его можно только тогда, когда душа к этому подготовлена. Но почему? Потому что очень многие привыкли к тому, что подвиг, героизм это когда хватаешь саблю или меч и бежишь: ура, в атаку!
Нет, не всегда так. Когда Спасителя распяли на кресте, Он не сопротивлялся, а принял и победил смерть. Это наш Спаситель. Он дал нам жизнь. И наш государь пошел за Христом. Для того, чтобы мы сегодня развивали нашу страну, любимую и единственную, и сохранили наши ценности и нашу веру.
И.И. Те люди, которые снимают подобные фильмы, называют их художественными и они очень любят говорить, что мы светское государство. Однако, понятие «светскость» нигде не встречается, кроме как в Конституции и Законе о свободе совести, но там оно не определено. Нам не с чем его соотнести, мы не знаем, что такое «светскость».
Как мы должны понимать этот термин, которым сторонники фильма очень любят парировать наши доводы, например, о том, что амплуа актера не соответствует уровню играемого человека. Для нас Николай — государь, причисленный к лику святых. И это в годовщину столетия революции выходит 25 октября на экраны. Мы говорим, как же так? А они говорят: мы светское государство.
Н.П. Не выходит, а планируется выйти. Прокатного удостоверения еще нет. Я думаю, что Министерство культуры учтет всю ситуацию, пожелания глав субъектов РФ, правоохранительных органов и примет соответствующее законное решение об отказе выдачи прокатного удостоверения. Но даже если удостоверение выдадут, не во всех субъектах фильм покажут на больших экранах.
Конечно, у нас светское государство: действует светский закон. Государство обязуется уважать религиозные воззрения граждан. Светское государство и религия должны жить в симфонии.
И.И. Самая популярная фраза Алексея Учителя: Как можно критиковать то, что не видел? А вы можете объяснить, почему не будете смотреть этот фильм?
Н.П. Потому что я себя уважаю, люблю свою страну и свою историю. Я православный верующий человек. Ранее я уже говорила о том, что некоторые священники в индивидуальном порядке даже отлучают от причастия на 6 месяцев тех, кто посмотрел этот фильм на закрытых показах. Один человек написал в социальной сети, что по логике Учителя, нужно доесть плохо пахнущий бутерброд до конца, чтобы потребовать у официанта вернуть деньги, но потом, правда, попасть в реанимацию с отравлением. Так вот и продукт духовный, который нам предлагает «Матильда» — тоже может нас отравить. Но не тело, а душу. Особенно детскую.
Алексей Ефимович действительно мне предлагал: «посмотрите фильм, Вам же надо сделать выводы». Я ему ответила: пожалуйста, дайте возможность посмотреть этот фильм профессионалам, докторам наук, ученым, экспертам, чтобы Вы сами себя уверенней чувствовали. Каждый эксперт даст свое заключение, они специалисты в этой сфере… На что я услышала уверенное твердое «нет». Почему? Он не объяснил. Просто ушел.
И.И. Наталья Владимировна, а если бы Вы остались в Крыму, то кому бы писали верующие? У Вас есть поддержка в Государственной Думе? Есть ли единомышленники среди Ваших коллег?
Н.П. Конечно же есть. Скоро их будет все больше и больше.
В.Ш. Протоиерей Всеволод Чаплин назвал выход этого фильма новым символическим цареубийством, можем ли мы с ним согласиться?
Н.П. Я бы сказала по-другому. Та реакция людей, которую мы сегодня наблюдаем, говорит о том, что наше общество здоровое. Люди говорят: нет, мы не позволим осквернять наши святыни, потому что мы себя уважаем, потому что мы любим Родину, потому что мы любим государя, который говорил, что зло не победить злом, но только любовью. И мы должны об этом помнить.
При этом нужно с пониманием относиться даже к тем людям, которые, может быть, не до конца понимают, что они делают, а, может быть, не имеют уже другого выхода. Создавая такой фильм всегда надо помнить, что есть закон, и всегда понимать, что та свобода, о которой все любят говорить, основывается только на праве. Свобода без права — это бардак, это беспредел. Основополагающий закон, на основании которого зиждется право — это Закон Божий, и далее уже идут все нормативные акты.
И.И. Я верю, что нам, русскому православному народу, удастся остановить выход «Матильды», но как же мы вернем 1.5 млрд рублей, которые были потрачены на самый дорогой в истории отечественного кинематографа фильм?
Н.П. Я хочу вас немного подкорректировать: не только русскому православному обществу, но и российским мусульманам, и всем людям, которые чтут свою историю и заветы своих предков. Роль царя — объединяющая: всегда под властью государя развивались и жили все традиционные религии. И вот сегодня государь Николай Второй снова объединяет всех нас.
Наталья Владимировна, мы видим, что Вы смелая, искренняя сестра во Христе, и настоящий лидер. В борьбе против кощунства и воровства Вы можете смело рассчитывать на движение «Сорок Сороков» и всех настоящих патриотов России.