Лавров ответил вопросом на заявления о «припрятанном» Асадом химоружии
Сергей Лавров
Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Министр иностранных дел России задал вопрос, почему генерал, заявивший о якобы спрятанном режимом Башара Асада химоружии, три года молчал. По мнению министра, генерала простимулировали «либо пряником, либо кнутом»
Если бывший генерал сирийской армии знал, что режим Башара Асада скрыл около 700 т химического оружия, то почему он не рассказал об этом ранее? Так глава МИД России Сергей Лавров прокомментировал сообщения о заявлении бывшего генерала Захера ас-Саката в интервью британскому изданию The Telegraph.
«Любой здравый человек понимает, что этот генерал был простимулирован либо пряником, либо кнутом», — цитирует министра «РИА Новости».
Лавров пояснил, что видел сообщения о высказываниях бывшего генерала армии Сирии. «Из них следует, что убежал он в 2013 году. В том же году была достигнута российско-американская договоренность, которая была поддержана в Гааге и Нью-Йорке, о химическом разоружении Сирии в соответствии с ее присоединением к конвенции о запрещении химического оружия», — пояснил министр.
По словам Лаврова, «на основе этой договоренности уже в 2014 году ОЗХО получила от сирийского правительства данные о запасах химического оружия, верифицировала их в том же 2014 году». Министр уточнил, что общий объем подлежавших уничтожению химических веществ был определен в 1,3 тыс. т, тогда как, по словам генерала, у Асада его было 2 тыс. т.
«Поскольку цифра в 1,3 тыс. т была объявлена открыто, у меня вызывает вопрос, почему генерал, если он знал про 2 тыс. т, три года молчал. 700 т — немаленькая цифра, ее в пробирку из-под белого порошка не спрячешь», — резюмировал Лавров.
Накануне этого заявления бывший генерал сирийской армии Захер ас-Сакат в интервью британскому изданию The Telegraph заявил, что сирийские власти скрыли от Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) несколько сотен тонн химического оружия. Как пишет издание, до 2013 года Захер ас-Сакат командовал подразделением по химическому оружию в пятой дивизии сирийской армии. После ухода из армии он сохранил контакты с официальными лицами сирийского правительства.
«Они (администрация президента Сирии Башара Асада. — РБК) признали наличие лишь 1,3 тыс. тонн, но мы знаем, что в реальности у них было почти в два раза больше… У них было по меньшей мере 2 тыс. тонн», — заявил ас-Сакат.
Собеседник издания уточнил, что сокрытые запасы запрещенного оружия включают в себя несколько сотен тонн зарина, прекурсоры, авиационные бомбы, которые могут нести химические заряды и химические боеголовки для ракет «Скад». Все эти вооружения, по словам генерала, были вывезены в укрепленные пункты около Хомса и в прибрежный город Джабла у Тартуса, где расположены военно-морская база и пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в Сирии.
Договоренность о вывозе и уничтожении химического оружия из Сирии была достигнута в 2013 году. В январе 2016 года ОЗХО отчиталась о полном уничтожении имеющегося в распоряжении правительства Сирии химического оружия: 1,3 тыс. тонн химических веществ и более тысячи неснаряженных боеприпасов.
4 апреля был зафиксирован случай применения химического оружия в провинции Идлиб, когда погибли около ста, а отравления получили более 500 человек. США, страны Запада, Саудовская Аравия, Израиль и Турция обвинили в применении химоружия режим президента Сирии Башара Асада. Корабли ВМС США ненесли ракетный удар по авиабазе Шайрат, с которой, по мнению Вашингтона, взлетали самолеты, сбросившие химические бомбы. Москва заявила о недоказанности обвинений против Асада и призвала к расследованию инцидента.
Франция, Великобритания и США подготовили проект резолюции Совбеза ООН по этому инциденту. В нем содержалось требование предоставить международному следствию планы полетов сирийской авиации и записи, сделанные в день совершения атаки, а также имена командиров экипажей, которые выполняли полеты. Помимо этого в документе говорилось, что сирийское правительство должно обеспечить доступ к авиабазе Шайрат. Россия воспользовалась правом вето и заблокировала принятие этой резолюции.