В своем решении Конституционный суд сослался на постановление 2017 года, принятое по итогам рассмотрения жалобы Ильдара Дадина
Константин Котов
(Фото: Андрей Васильев / ТАСС)
Конституционный суд поручил пересмотреть приговор фигуранту «московского дела» Константину Котову, который был признан виновным по статье 212 УК России (нарушение установленного порядка проведения собраний и митингов). В определении, которое есть в распоряжении РБК, указано, что судебные решения по его делу приняты в истолковании, которое расходится с конституционно-правовым смыслом статьи. Там напомнили о постановлении 2017 года, которое было принято по жалобе Ильдара Дадина.
Котов был задержан в августе прошлого года за участие в несанкционированном митинге возле здания администрации президента. Тверской суд Москвы 5 сентября признал его виновным, а поскольку обвиняемый до этого несколько раз привлекался к ответственности по административной статье, Котову определили наказание в виде лишения свободы на четыре года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Сам Котов указывал, что статья, по которой он осужден, допускает произвольное привлечение к уголовной ответственности за формальное повторное нарушение порядка организации или проведения митинга. Он говорил, что действительной опасности для конституционно охраняемых ценностей не было, а потому безосновательное лишение свободы противоречит статьям основного закона страны.
В Конституционном суде напомнили, что еще в феврале 2017 года постановлением по делу Ильдара Дадина признали ст. 212 «не противоречащей Конституции», однако указали, что федеральный законодатель правомочен внести в нее изменения, уточняющие нормативные основания привлечения к уголовной ответственности.
«Дело 27 июля». Что важно знать
Общество
www.adv.rbc.ru
Поскольку никаких уточнений до сих пор нет, Конституционный суд настаивает на том, что применение статьи 212 должно осуществляться только в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в постановлении от февраля 2017 года. В нем говорилось, что признаком объективной стороны состава преступления является «реальная угроза причинения вреда здоровью граждан, имуществу, окружающей среды, общественному порядку, общественной безопасности и иным конституционно охраняемым ценностям». Если же опасности не было, то суд вправе лишать человека свободы, если есть вывод, что виновного невозможно исправить без изоляции от общества.
Что же касается непосредственно дела Котова, то, как говорится в постановлении КС, суд при его рассмотрении не касался вопросов, был ли причиненный вред существенным, утратило ли публичное мероприятие мирный характер. «А именно наличие указанных обстоятельств является необходимым условием лишения свободы», — говорится в документе.
Котов стал вторым осужденным по ст. 212.1 УК. Первым был гражданский активист Ильдар Дадин, которого в конце 2015 года приговорили к трем годам колонии. Приговор был обжалован, дело направили на пересмотр, а позднее Верховный суд отменил его.
Президент Владимир Путин 25 января поручил Генпрокуратуре организовать проверку законности приговора в отношении Котова. Ответственным за это был назначен генпрокурор Игорь Краснов, занявший этот пост 22 января.
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.