Конфликт Иран — Саудовская Аравия: новости 05.01.2016 война #Нимр #КСА #Нефть #Иран
Иран — Саудовская Аравия: последние новости сегодня 5 января 2016 г. Разрыв дипломатических отношений. Нефть дорожает на фоне конфликта. Новости онлайн. Аналитика, мнения экспертов.
Кувейт передал послу Ирана ноту протеста
МИД Кувейта вызвал посла Ирана Али Реду Энайети для вручения ему ноты протеста в связи с произошедшими в субботу атаками на посольство Саудовской Аравии в Тегеране и консульство в городе Мешхед.
Как сообщает национальное агентство KUNA, ноту протеста передал замминистра иностранных дел страны Халед Сулейман аль-Джаралла. Он отметил, что Кувейт осуждает нападения и подчеркивает обязанность Ирана соблюдать свои международные обязательства по охране дипмиссий. Замминистра также выразил поддержку Кувейта королевству Саудовская Аравия.
Кувейт ранее принял решение отозвать своего посла в Тегеране на фоне нападений на саудовские представительства, однако не понизил и не разорвал полностью дипотношения со страной. Вслед за Саудовской Аравией полностью дипотношения с Ираном разорвали Бахрейн и Судан, ОАЭ объявили о понижении до уровня поверенных в делах.
Роухани: Эр-Рияд не сможет скрыть «преступление» разрывом дипотношений
Президент Ирана Хасан Роухани считает, что решение Эр-Рияда о разрыве дипломатических отношений не поможет Саудовской Аравии скрыть «преступную» казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра, сообщает агентство Рейтер.
«Саудовская Аравия не сможет спрятать свое преступление – казнь религиозного лидера – с помощью разрыва политических отношений с Ираном», — цитирует Роухани иранское агентство IRNA на встрече с главой МИД Дании Кристианом Дженсеном в Тегеране.
La Tribune назвала 7 главных дат «холодной войны» саудитов и иранцев
Чтобы понять причины нынешнего конфликта между Саудовской Аравией и Ираном, нужно обратиться к истории, пишет французская газета La Tribune.
«Ожидалась ли точка невозврата?» – задает вопрос автор статьи, комментируя информацию о решении Саудовской Аравии разорвать дипломатические отношения с Ираном.
В статье отмечается, что соперничество между Тегераном и Эр-Риядом длится уже на протяжении тридцати лет. Французская газета рассказывает о семи датах, позволяющих понять природу этого конфликта.
Первая из них связана с ирано-иракской войной (1980-1988 г.г.), когда саудиты поддержали страну Саддама Хуссейна и призвали Бахрейн, Катар и Объединенные Арабские Эмираты сделать то же самое. Это было сделано из опасения, что иранская революция угрожает стабильности региона.
Вторая дата – это июль 1987 года, когда обе страны оказались на грани разрыва дипломатических отношений. Власти Королевства подавили антиамериканскую и антиизраильскую манифестацию, которую устроили иранцы, приехавшие в Мекку. В результате погибли 402 паломника, из которых 275 были гражданами Ирана. После этого участники акции в Тегеране захватили посольство Саудовской Аравии и подожгли посольство Кувейта. Один из саудовских дипломатов скончался от ранений после падения из окна посольства.
В 1990 годах и в начале 2000-х наблюдалось «дипломатическое умиротворение» в отношениях двух стран, однако в январе 2007 года Саудовская Аравия заявила иранскому эмиссару, что его страна подвергает опасности Персидский залив. Эр-Рияд ссылался на разногласия между Исламской Республикой и США по поводу Ирака и ядерной программы Тегерана.
«Для напоминания, война, проводившаяся США в Ираке с 2003 года, чтобы свергнуть Саддама Хуссейна, привела к власти в Багдаде шиитское большинство, которое политически ориентировалось на Тегеран. Ядерная программа Ирана также беспокоит Эр-Рияд, которое видит в ней средство для политического доминирования в Персидском заливе», — пишет издание.
Четвертая дата – это март 2011 года, когда Саудовская Аравия отправила войска в Бахрейн для подавления манифестаций, выступивших с демократическими требованиями. Саудиты боялись, что эта в большинстве своем шиитская оппозиция будет равняться на Иран. Руководители Манамы и Эр-Рияда не упустили случая обвинить Тегеран в организации насилия против полиции Бахрейна.
Пятое событие связано с обвинениями в адрес шейха Нимра Аль-Нимра и шиитов из его Восточной провинции в сотрудничестве с иностранным государством, а именно Ираном, чтобы посеять раздор. Это сучилось после столкновений между полицией и шиитами. В итоге шейха арестовывали в июле 2012 года. За три года до этого он призвал к отделению Восточной провинции Королевства и ее присоединению к Бахрейну, где большинство населения составляют шииты.
В том же году состоялось шестое важное событие: решение Саудовской Аравии поддержать сирийских повстанцев против Башара Асада, за которого вступился Иран. Эр-Рияд обвинил президента Сирии в геноциде, а Тегеран в оккупации, который ответил на это обвинением саудитов в поддержке терроризма.
Наконец, в 2015 году Саудовская Аравия возглавила коалицию арабских государств и стала наносить воздушные удары по Йемену, чтобы помешать хуситам, союзникам Ирана, взять власть в стране. Эр-Рияд обвинил Тегеран в подготовке войск для совершения государственного переворота в стране. Иран же заявил, что удары коалиции нацелены на местных жителей.
La Croix назвала причины, по которым саудиты провоцируют Иран
Саудовская Аравия провоцирует Иран по историческим, экономическим и политическим причинам, пишет французская газета La Croix.
Тегеран, напоминает автор материала, обвинил Эр-Рияд в обострении напряженности в регионе, которая происходит не впервые. С 1987 по 1991 года после кровавых столкновений между полицией Королевства и иранскими паломниками в Мекке страны уже разрывали отношения.
«Это продолжается непрерывно. В конце президентства Махмуда Ахмадинежада, напряженность была на максимальном уровне», — считает научный сотрудник Института международных и стратегических отношений, профессор экономики Высшей школы бизнеса Novancia Тьерри Ковий.
Однако Хасан Рухани, пришедший на этот пост в 2013 году, использовал «богатства дипломатии», чтобы сгладить острые углы в отношениях с суннитскими монархиями Персидского залива.
«На протяжении всей своей кампании, он повторял, что эти отношения являются приоритетом его внешней политики, даже выше, чем ядерное досье. И после избрания он старался смягчить напряженность, чтобы это было хорошо видно в столицах стран Персидского залива», — отмечает Ковий.
В этой ситуации казнь шейха Нимра аль-Нимра – это провокация, считает исследователь. Это происходит в тот момент, когда напряженность выросла в сентябре 2015 года после смерти 464 иранских паломников в Мекке во время давки, унесшей жизни 2200 человек.
Также спорный вопрос в отношениях между двумя странами касается экономики, пишет издание. Тегеран обвиняет Эр-Рияд, являющийся первым в мире экспортером нефти, в том, что саудиты сыграли главную роль в падении цен на «черное золото», сохраняя ее производство на очень высоком уровне.
Документы, опубликованные сайтом Wikileaks, вскрыли шаги Королевства, направленные на сдерживание возрастающего влияния Ирана. В одной из телеграмм, опубликованных в 2010 году, король Абдалла просил Вашингтон «отрезать голову змеи», а именно «бороться и разрушить ядерную программу Ирана».
Боясь, что отмена международных санкций против Ирана после подписания ядерного соглашения даст Тегерану больше средств для поддержки проиранских шиитов, саудиты усилили создание «системы влияния», финансируемой нефтедолларами. Среди прочего Эр-Рияд выделил финансовые средства проповедникам за границей, строя мечети, школы, центры и поддерживая кампании, «чтобы сопротивляться зарубежным руководителям и СМИ, способных противостоять повестке Королевства».
«Подъем Ирана порождает настоящую паранойю у саудовских руководителей, которые, взамен, хотят себя позиционировать в качестве «защитников суннитов». Которыми они на самом деле не являются, так как вакхабистский ригористический ислам, который продвигает семья Аль-Сауда, не поддерживается большинством в суннитском мире. Напротив», — пишет издание.
Если с помощью значительных финансовых ресурсов, Эр-Рияд может легко купить себе лояльность, то нет уверенности, в том, что другие страны захотят пожертвовать собой ради монархии, которую едва ли любит «арабская улица».
«Существует ли риск, что шиитские и суннитские меньшинства, защищаемые, соответственно, Саудовской Аравией и Ираном, восстанут?» – задается вопрос в статье.
В Иране не существует статистики, касающейся суннитов, но они составляют 8-9% населения, главным образом распределенного в бедной провинции Систан и Белуджистан, находящейся на юго-востоке страны, пишет издание. Они жалуются на религиозные дискриминации, которые дополняются политическими и экономическими, однако у них нет средств, чтобы восстать против Ирана.
В Саудовской Аравии шииты составляют примерно 2 миллиона человек, в основном в нефтяных областях на востоке страны. Они не находятся под влиянием Тегерана, считает Ковий, но они жертвы дискриминации суннитских властей и атак «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России).
Ясно одно: кризис между странами происходит в тот момент, когда западные страны пытались активизировать переговоры между различными группами, чтобы положить конец конфликту. Напряженность в отношениях между Тегераном и Эр-Риядом не облегчит обсуждение сирийской проблемы, которое должно начаться в середине января.
Нравится это странам Запада или нет, «Аль-Каида» и ИГ не являются приоритетами для саудовского королевства, даже если те угрожают Эр-Рияду. Он не видит срочности в том, чтобы покончить с конфликтом, в котором надеется рано или поздно свергнуть Асада, хотя тот ему также не угрожает.
Казнь 47 человек, в том числе шейха Нимра Бакира Аль-Нимра, для провокации реакции старого шиитского врага, может быть формой отвлечения населения своей страны от дорогостоящей и неэффективной войны в соседнем Йемене, равно как и колоссального падения нефтяных доходов, за которым может последовать сворачивание субсидий и социальное недовольство, заключает издание.
Источники: