Какао в изгнании: почему Украина ввела пошлины на ввоз российского шоколада
Киев принял решение обложить дополнительной пошлиной шоколад и другие товары с содержанием какао, ввозимые из России.
По информации украинской комиссии по международной торговле, такие меры приняты из-за того, что российские компании якобы занижали на рынке страны свои цены.
Однако, по оценке экспертов, пошлины по ставке 31,33%, которые вводит Украина, близки к запретительным и на самом деле имеют целью избавить от конкурентов основного производителя кондитерской продукции в стране — концерн «Рошен», основанный президентом страны Петром Порошенко.
Межведомственная комиссия по международной торговле Украины провела антидемпинговое расследование относительно поставок в 2015 году шоколада и какао-содержащей продукции из России.
В ведомстве установили, что цены на российские товары якобы были заниженными. Об этом сообщается в правительственной газете «Урядовый курьер»(«Правительственный курьер»).
В документе говорится о вреде, причинённом «национальному товаропроизводителю, что подтверждается ухудшением социально-экономических показателей национального товаропроизводителя в течение периода исследования 2013–2015 годы».
В частности, по данным комиссии, на Украине сократились объёмы производства на 7,63%, уменьшились объёмы продаж на внутреннем рынке на 20,85% и рентабельность реализации продукции — на 26,42%.
Также снизилось использование производственных мощностей на 6,07%, увеличилось количество остатков на складах на 23,77% и сократилось число рабочих, задействованных в производстве товара на 11,06%.
В связи с этим в Киеве было принято решение о введении антидемпинговой пошлины по ставке 31,33% в отношении товаров из России с содержанием какао.
Решение о введении дополнительного налога «вступает в силу через 30 дней со дня опубликования».
Согласно тексту документа, антидемпинговые меры введены сроком на пять лет. Дополнительной маржой будут облагаться шоколад и другие продукты с содержанием какао в виде плиток или батончиков с начинкой, массой до 2 кг, а также шоколадные конфеты с начинкой или без, содержащие и не содержащие алкоголь.
Налоговое бремя
Руководитель отдела экономики, доктор экономических наук Института стран СНГ Аза Мигранян считает, что ставка, назначенная украинским правительством, неоправданно высока и, по сути, может рассматриваться как запрет.
«Эта ставка действительно близка к запретительной. По стандартам Всемирной торговой организации ставка в 40% фактически является запретительной ставкой», — пояснила эксперт, напомнив, что вводимая Киевом ставка равна 31,33%.
Тем не менее, по её оценке, российские производители не сильно пострадают от запрета, так как рынок сбыта какао-содержащей продукции достаточно широк и не ограничивается Украиной.
«Что касается ввоза, то да, действительно, цена сильно поднимается. Но при этом говорить о том, что конкурентоспособность российских производителей полностью нивелируется, тоже неправильно. Есть достаточно серьёзные ассортиментные различия, и никто не отменял масштаба», — пояснила Аза Мигранян.
Президентские интересы
По мнению Мигранян, решение ввести дополнительные пошлины в отношении российского шоколада «не лишено политического подтекста».
«Ещё одним фактором можно назвать характер этого бизнеса. А точнее — вспомнить, кто является главой шоколадного производства на Украине.
Здесь понятны причины быстрых и неадекватных решений», — заявила эксперт, указывая на украинскую кондитерскую корпорацию «Рошен», основателем которой является президент страны Пётр Порошенко.
По словам экономиста, для установления антидемпинговых пошлин «обязательно должно быть доказано, что ввоз определённой продукции нанёс ущерб местному производителю». При этом не совсем ясно, каким образом осуществлялся сбор соответствующих данных.
«Процедура сбора доказательной базы на Украине такова, что внутри страны достаточно легко показать наличие ущерба для шоколадного концерна президента этой страны. В данном случае невозможно с абсолютной уверенностью говорить о том, что принятое решение является полностью объективным», — подчеркнула Мигранян.
Она добавила, что если говорить о правилах мировой торговли ВТО, то в данном случае необходимо проводить разбирательство и обращаться в международный арбитраж.
Валерия Маслова