Из экологов — в варяги: почему Ингушетию возглавил Махмуд-Али Калиматов
Принадлежность к уважаемому ингушскому тейпу, равноудаленность от конфликтующих в республике групп, поддержка ФСБ — РБК разбирался, какие факторы позволили 60-летнему Махмуду-Али Калиматову стать главой Ингушетии
Махмуд-Али Калиматов
(Фото: Администрация Президента России)
Вечером в среду, 26 июня, президент Владимир Путин назначил исполняющим обязанности главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова. РБК разбирался, как преемником Юнус-Бека Евкурова стал глава самарского управления Росприроднадзора, не работавший в родной республике более десяти лет.
Равноудаленный кандидат
Кандидатура Калиматова, который возглавлял прокуратуру Ингушетии с 2004 по 2007 год, была неожиданной как для федеральных элит, так и для местных, говорят опрошенные РБК эксперты по Кавказу и собеседники, близкие к региональным властям. «Он, с одной стороны, знает регион, но в то же время долгие годы не был с ним связан, что делает его равноудаленным от местных кланов. Скорее всего, Кремль искал именно такого человека», — считает политолог Дмитрий Фетисов.
Таким образом, Калиматов равноудален от кланов, участвовавших в протестах из-за изменения границ Ингушетии и Чечни. Этот конфликт стал одной из основных причин отставки Евкурова. Бывший глава Ингушетии объяснял свое решение уйти в отставку отсутствием единства среди народа республики.
«Это старая советская практика — назначать в республику коренных, но не оседлых людей. Кроме того, важно, что он не связан как с протестующими тейпами, так и с кланом Евкурова», — отмечает бывший федеральный чиновник. Калиматова не было в Ингушетии во время последних конфликтов, и к нему нет претензий ни с чьей стороны, он находится над схваткой и при этом свой для республики, соглашается заместитель председателя думского комитета по безопасности Александр Хинштейн, знакомый с новым главой Ингушетии.
Уход Евкурова в отставку должен разрядить обстановку, но ситуация существенно улучшится, если новый исполняющий обязанности главы республики освободит из тюрем лидеров протестов, потому что это создает большое напряжение в Ингушетии, считает адвокат Калой Ахильгов, знакомый с семьей Калиматова. «Это дало бы ему большой кредит доверия среди населения», — уверен он.
Глава ингушского отделения «Яблока» Руслан Муцольгов, комментируя назначение Калиматова, выразил надежду, что тот «не будет совершать ошибок, которые допустил его предшественник». «Ему предстоит тяжелая миссия по восстановлению авторитета власти. Мы надеемся, что он прекратит репрессии в отношении ингушской оппозиции и что все активисты, находящиеся под уголовным преследованием, будут освобождены», — добавил он.
Семейные связи
Бывший ингушский прокурор принадлежит к тейпу Кокурхой. Это хотя и небольшой, но уважаемый среди ингушей тейп, говорит доцент Международного инновационного университета Тимур Ужахов. По его словам, у Калиматова хорошая репутация. «Его бывшие коллеги, родственники и знакомые отзываются о нем с большим уважением. Он не запачкал себя в коррупционных скандалах в годы работы прокурором республики, что нечасто можно сказать о представителях государственных органов власти его уровня», — утверждает он.
Калиматов является свояком предшественника Евкурова на посту главы Ингушетии Мурата Зязикова, возглавлявшего республику в 2002–2008 годах, они женаты на сестрах, рассказывает Ахильгов. Именно Зязиков в свое время способствовал назначению Калиматова прокурором республики. Однако за три года, что тот занимал этот пост, их отношения испортились, Калиматов покинул должность и уехал из республики, рассказывает Ахильгов.
При Калиматове были возбуждены уголовные дела на нескольких региональных руководителей — министра финансов Асет Устильгову, министра спорта Иссу Оздоева, министра труда и соцзащиты Алихана Дзейтова, главу Джейрахского района Яхью Мамилова, писали региональные СМИ.
«Он законник, не выполнял всяческие просьбы Мурата Магометовича [Зязикова], несмотря на родственные связи, и на этом фоне возник конфликт», — вспоминает Калой Ахильгов.
Также при назначении Калиматова мог быть учтен тот факт, что его брат — Герой России Алихан Калиматов — был подполковником ФСБ, считает знакомый врио главы республики из силовых структур. Незадолго до своей гибели в 2007 году он расследовал похищения людей в Северной Осетии и проводил собственное расследование расходования бюджетных средств в Ингушетии, писал тогда «Коммерсантъ». «Алихана очень уважали в ФСБ. Во всех кадровых назначениях Калиматова-старшего до этого момента ФСБ активно поддерживала. В значительной степени это связано с памятью брата», — объясняет собеседник РБК.
По его словам, решающую роль в назначении Калиматова сыграл полпред президента в СКФО Александр Матовников. Собеседник РБК не уточнил, когда и где познакомились полпред и Калиматов.
Приход Калиматова в Ингушетию продолжает курс на назначение в кавказские республики силовиков-варягов, резюмирует политолог Евгений Иванов. «Калиматов имеет репутацию «чистильщика», готового возбуждать уголовные дела на крупных региональных чиновников и доводить эти дела до реальных приговоров», — подчеркивает он.
Карьера нового главы Ингушетии
Махмуду-Али Калиматову 60 лет. В 1977 году он был призван в армию, служил в составе группы советских войск в ГДР. В официальных биографиях Калиматова отсутствует информация о его работе с 1979 по 1989 год.
В 1989 году окончил юридический факультет Куйбышевского госуниверситета (сейчас — Самарский университет).
В 1990 году поступил на службу в Кировскую районную прокуратуру Самарской области.
В августе 1995 года назначен заместителем прокурора Кировского района Самары, в 1996 году возглавил районную прокуратуру.
В 1997–2003 годах — прокурор Самары.
В 2003–2004 годах занимал должность первого заместителя прокурора Самарской области.
В 2004–2007 годах работал прокурором Ингушетии.
В 2007 году возглавил контрольный департамент губернатора Самарской области.
В 2012–2015 годах — советник губернатора Самарской области.
В декабре 2015 года перешел на должность руководителя управления Росприроднадзора в сфере природопользования по Самарской области.
На посту руководителя самарского Росприроднадзора Калиматов за три года не запомнился яркой деятельностью и местными элитами воспринимался как бывший прокурор, говорит депутат самарской облдумы от КПРФ Михаил Матвеев. «С учетом его бывшей работы управление Росприроднадзора могло усилиться, но этого не произошло, как специалист в области экологии он не воспринимался и был не особо заметным, — отметил депутат. — Месяц назад он выступил с рядовым докладом в губернской думе».
Экологи в региональных СМИ критиковали Калиматова за закрытость. «Закрыт наглухо от прессы, от общественности и от профессионалов», — говорил эколог Дмитрий Медведев изданию «Волга Ньюс» в 2017 году.
Подпишитесь на рассылку РБК.
Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.