Эксперты Barclays назвали недостатки господдержки компаний в пандемию
Господдержка бизнеса и рынка труда на фоне пандемии не смягчила удар по ним, а лишь отложила его последствия, предупреждают аналитики Barclays. Поэтому они прогнозируют рост банкротств и безработицы в еврозоне
Фото: Ian Forsyth / Getty Images
Чего ждать от еврозоны после отступления пандемии
Масштабные программы помощи экономике, принятые в странах Евросоюза в связи с пандемией коронавируса COVID-19, помогают сглаживать вызванные ею удары, однако в долгосрочной перспективе имеют негативные последствия, отмечают эксперты банка Barclays в аналитической записке (есть в распоряжении РБК).
Свертывание программ помощи, вероятно, станет одной из главных причин, по которым экономический рост Евросоюза и, в частности, стран еврозоны может замедлиться, после того как в борьбе с пандемией наступит перелом. В банке отмечают, что в последнем квартале 2020 года реальный ВВП стран еврозоны оказался на 5% меньше по сравнению с четвертым кварталом 2019 года, после которого и началась пандемия.
«Мы ожидаем, что реальный ВВП достигнет докризисного уровня ко второму кварталу 2022 года, но этот показатель все равно ниже потенциального размера реального ВВП [еврозоны], если бы пандемии не случилось», — отметили в банке. Темпы роста экономики еврозоны достигнут пика во второй половине 2021 года, но потом замедлятся, утверждается в обзоре.
Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 30 апреля
Общество
www.adv.rbc.ru
В первом квартале 2021 года ВВП еврозоны упал на 3% по сравнению с предыдущим кварталом, а в четвертом квартале 2020 года — на 2,6%, следует из оценок Barclays. Положительный рост возобновится в третьем квартале 2021 года и составит 4,4% по отношению к предыдущему. В четвертом квартале экономика еврозоны вырастет на 10,9%, прогнозируют в банке.
Среди факторов, которые помогут подстегнуть рост, в Barclays назвали ускорение темпов вакцинации от COVID-19 и ослабление ограничений, рост глобального спроса и накопленные европейцами сбережения, которые будут поддерживать потребление на достаточном уровне.
Читайте на РБК Pro
Герд Леонгард — РБК: «Через 10 лет все программисты станут безработными»
Как самый загадочный трейдер США потерял $20 млрд
Из-за какого хобби в резюме вы не получите работу
Ицхак Адизес — РБК Pro: «У россиян имидж очень хитрых людей»
В первом квартале 2022 года поквартальный рост ВВП составит 3,5%. «Мы ожидаем существенного улучшения экономических показателей во втором полугодии [текущего года], но потом этот импульс ослабеет», — резюмировали в Barclays.
Какими будут последствия господдержки экономики
Из-за ущерба экономике, вызванного пандемией и ограничениями для борьбы с ней, страны ЕС и Еврокомиссия утвердили ряд мер по поддержке бизнеса, среди которых — оплачиваемые государством отпуска работников, чтобы избежать их увольнения, предоставление компаниям субсидий и льготных кредитов, снижение налогов. Эти инициативы помогли странам ЕС в краткосрочной перспективе, но могут иметь негативные последствия, считают в Barclays.
Во-первых, по мере выхода из пандемии число банкротств и безнадежных ссуд может возрасти. «Такие меры [поддержки компаний] оказались очень эффективными с точки зрения поддержки бизнеса и предотвращения кризиса неплатежей, однако не смогли посодействовать созданию новых фирм. В 2020 году доля новых компаний на рынке снизилась, так же как во время финансового кризиса и долгового кризиса еврозоны, но при этом доля банкротств упала», — отметили эксперты. Вдобавок в промежуток между третьим кварталом 2019 года и третьим кварталом 2020-го долг сектора нефинансовых корпораций вырос на 7%.
СМИ узнали о планах ЕС подать в суд на AstraZeneca
Общество
Чем дольше будут действовать программы поддержки, тем сложнее компаниям придется при их отмене и тем проблемнее для них станет обслуживание долгов. Все это повышает вероятность роста доли неплатежеспособных компаний, отмечают в Barclays. Так, в третьем квартале 2020 года число банкротств выросло в Испании и Италии, что является тревожным знаком, говорят аналитики. По их расчетам, без госпрограмм финансовой поддержки число банкротств в 2020 году должно было увеличиться на 30%.
Во-вторых, как только будут свернуты программы господдержки, вырасти может и уровень безработицы. По оценкам Barclays, если принять в расчет то, как этот показатель реагировал на падение ВВП в прошлом, окажется, что во втором квартале 2020-го безработица в еврозоне должна была стать на 5,7 п.п. выше. «Мы ожидаем, что уровень безработицы достигнет максимума к первому кварталу 2022 года и составит 8,4%, а потом начнет постепенно сокращаться», — прогнозируют аналитики банка.
Согласно приведенным Barclays данным, по состоянию на декабрь 2020 года доля работников, получающих выплаты от государства через схемы для борьбы с безработицей, в Испании составляла 1,2%, в Германии — 5,7%, в Италии — 8,4%, во Франции — 8,9%. В 2019 году уровень безработицы в еврозоне составил 7,6%, в 2020-м — 7,9%. Прогнозируется, что в 2021 году этот показатель возрастет до 8,3%.
Наконец, меры поддержки экономики во время пандемии потребовали от национальных властей немалых затрат и привели к увеличению госдолга и дефицита бюджета. Таким образом, им будет сложнее реагировать на кризисы в будущем, отмечают в Barclays. В 2019 году валовой государственный долг стран еврозоны составлял 86% от ВВП, в 2020 году — 101%, следует из данных Barclays. Согласно прогнозам банка, в 2021 году уровень госдолга возрастет до 104%, а в 2022-м снизится до 103%.