Экс-посол США в России назвал четыре фактора при выборе преемника Путина
Бывший посол США в России Джон Теффт призвал Запад заранее подготовиться к транзиту власти в России. При этом он считает маловероятными радикальные перемены во внешнеполитическом курсе Москвы
Джон Теффт и Владимир Путин
(Фото: Александр Земляниченко / Reuters)
Трансфер власти в России важен не только для будущего развития страны, но также для политики Соединенных Штатов. Об этом в опубликованном 28 июля докладе написал научный сотрудник корпорации RAND, посол США в России с 2014 по 2017 год Джон Теффт.
«Выбор преемника [президента России Владимира Путина] фундаментальным образом затронет внешнюю и оборонную политику США», — констатировал бывший дипломат.
В докладе Теффт привел несколько причин, почему вопрос о том, кто станет преемником Путина, играет важную роль для Вашингтона. Во-первых, преемник будет обладать огромной властью, учитывая слабые политические институты в России. Таким образом, его личные убеждения могут затронуть ключевые интересы США. Во-вторых, президент — главнокомандующий военными силами, а Россия — единственная держава, способная уничтожить США ядерным оружием. В-третьих, преемник Путина встанет перед выбором: «продолжать линию предшественника по подрыву сформированного после Второй мировой войны либерального мирового порядка» или изменить внешнеполитический курс. «Путин предпочел бы систему международных отношений, основанную на многополярности, где могущество и влияние США будет ограничено», — отметил он.
По мнению Теффта, нынешний режим в России носит патримониальный характер, то есть власть основывается на влиянии правителя и приближенных к нему лиц. «Путин часто выступает арбитром, а иногда финансовым игроком в ключевых решениях. В нации, где ключевую роль в политической жизни играют личные отношения, многим сложно представить Россию, в которой этот человек не играет важной личной роли», — указал автор. Невозможно предсказать, что случится в ближайшие четыре года, но выбирая преемника, Путин будет учитывать четыре фактора: внутриклановую политическую борьбу, мнение структур безопасности, экономическую ситуацию и общественное мнение. Теффт также отметил, что считает уход Путина из большой политики после истечения его нынешнего срока очень маловероятным.
www.adv.rbc.ru
Передача власти в России и отношения с Западом
Теффт также считает сомнительным, что Россия внезапно откажется от нынешнего курса во внешней политике. В то же время, убежден автор доклада, «фундаментальные вопросы об экономике, взаимодействии России с ее соседями и отношениях с Западом в конечном счете должны быть пересмотрены». Если Путин останется у власти еще на один срок, Запад ждет продолжение конфронтации с Москвой: Россия не перестанет подрывать нынешнюю систему миропорядка, наращивать военную силу и дестабилизировать политическую обстановку в странах Запада. Путин также продолжит углубление партнерства с Китаем, убежден бывший посол.
Ключевой вопрос в такой ситуации — в какой степени слабость российской экономики повлияет на курс преемника Путина, пишет Теффт. США и Европа должны подготовить план, как выстраивать отношения с будущим российским лидером и влиять на политику России, порекомендовал Теффт. «Соединенные Штаты должны провести консультации с европейскими союзниками, чтобы подготовиться к потенциальным последствиям любого формата транзита власти [в России]. Перед началом транзита правительство США должно составить внутренний подробный доклад о том, как предыдущие администрации подходили к вопросу транзита власти в СССР и России», — указал Теффт. При этом бывший дипломат не предложил конкретных мер, как Вашингтон и Москва могут урегулировать ключевые разногласия — в частности, статус Крыма или конфликт на Украине.
Разговоры о том, что Россия может резко поменять внешнеполитический курс в силу экономических проблем, — устоявшийся на Западе миф, сказал РБК глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. Касаясь возможности конкретных изменений в политике Москвы, нужно понять, что конкретно от преемника Путина ожидают политики в США и Европе, добавил политтехнолог. «Ожидается, что Россия откажется от выполнения минских соглашений и передаст контроль над границей Украине или отдаст Крым? По статусу Крыма существует консенсус, и сложно представить себе лидера — пускай даже оппозиционного, — который отдал бы полуостров. Что касается Донбасса, там ситуация, пожалуй, более гибкая, но достижение консенсуса по этой теме в нынешних условиях тоже представляется проблематичным», — отметил он.
Личные качества преемника вряд ли сыграют большую роль, утверждает Минченко. «Например, у Путина и [президента США Дональда] Трампа уже наладился личный контакт, однако к подвижкам в отношениях это не привело», — отметил он. «Стоит учитывать еще и раскол в западных элитах: проблематично называть Россию оппортунистом и нарушителем правил в условиях, когда консенсуса вокруг единой системы правил нет даже на Западе: евроатлантическое партнерство между Европой и Америкой сталкивается с трудностями, в США происходит холодная война, а проект Евросоюза пребывает в состоянии кризиса», — резюмировал Минченко.