ЦБ допустил дальнейшее снижение ключевой ставки
Совет директоров Банка России на заседании в пятницу рассмотрит вопросы денежно-кредитной политики (ДКП), в том числе вопрос о ключевой ставке.
Совет директоров Банка России на своем "опорном" заседании принял решение снизить ключевую ставку с 10 до 9,75 процента и дал обнадеживающий сигнал о траектории ставки, допустив ее дальнейшее снижение во II-III кварталах.
«Совет директоров Банка России 24 марта 2017 года принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых», — сообщается в пресс-релизе ЦБ.
Ставка ЦБ — один из основных показателей российской экономики. О том, что ставка может уменьшиться до 6,5-7% (сейчас — 10%), ранее заявлял глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев. Однако, по его словам, такое снижение будет происходить постепенно и после закрепления инфляции на уровне 4%.
Между тем инфляция уже второй месяц демонстрирует уверенное падение. По словам главного экономиста "Альфа-банка" Натальи Орловой, в феврале она снизилась на 0,2 процентных пункта и составила 4,6%, а по итогам марта показатель, скорее всего, станет меньше еще на 0,2 процентных пункта.
"Оснований, чтобы и дальше не снижать ставку, практически нет: сложно держать ее на уровне 10%, когда инфляция достигает "таргета в 4%", тем более что ЦБ в конце прошлого года обещал весной снова рассмотреть этот вопрос", — отмечает Игорь Николаев, профессор кафедры прикладной макроэкономики НИУ ВШЭ.
Однако, по его словам, снижение будет не очень существенным — примерно на 0,5 п.п.
"Политика ЦБ достаточно консервативна, трудно представить, что он предпримет более серьезные шаги", — объясняет Николаев.
К тому же Центробанк уже использовал такой же размер шага в сентябре прошлого года, когда снизил ключевую ставку с 10,5% до 10%.
Менее позитивно настроен главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Он также рассчитывает на снижение ставки, поскольку "инфляция замедляется, и ЦБ все сложнее игнорировать тот факт, что текущая реальная ставка значительно превосходит уровень потребительских цен". Однако, по его расчетам, снизить показатель удастся только на 0,25 п.п.
Снижать ставку ЦБ сегодня сможет только номинально, уверен первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. Он тоже считает, что максимально возможный "шаг" по ставке сегодня — это 0,25 процентных пункта.
"Таким образом, ЦБ удастся получить некоторую передышку, а она необходима в момент, когда Минфин планирует реализовать налоговый маневр, который скажется на темпах инфляции", — отмечает он.
Эксперты сходятся в одном: снижение ставки и на 0,25 п.п., и на 0,5 п.п. мало скажется на курсе рубля и на экономике в целом. Но Владимир Тихомиров видит в уменьшении ставки неоспоримые плюсы. По его словам, в конце прошлого года экономика вернулась к слабому росту и теперь нуждается в инвестициях. Понижение ключевой ставки приведет к уменьшению процентов по кредитам в банках, что может привлечь инвесторов и ускорить динамику экономики.
Впрочем, продолжает Тихомиров, "банки и так снижают ставки по кредитам без аналогичных действий со стороны ЦБ, так как в российском банковском секторе наблюдается профицит ликвидности". А если банки обладают достаточным количеством средств, чтобы выдавать кредиты, то, с фундаментальной точки зрения, у ЦБ нет необходимости смягчать монетарную политику, отмечает он.
"Сомневаюсь, что ставка будет снижена: замедление инфляции стало большой неожиданностью даже для ЦБ, и надо понять, устойчиво оно или на это повлияли разовые факторы", — отмечает Наталья Орлова.
Кроме того, продолжает она, по итогам прошлого заседания в феврале ЦБ заявил, что снижение ставки уже не так вероятно, как предполагалось ранее, а менять позицию через месяц было бы "не совсем логично".
Рассматривает такой вариант и Тихомиров. По его словам, ЦБ может оставить ставку нетронутой, опасаясь ослабления рубля.
"Отскок нефтяных цен, вызванный соглашением стран ОПЕК о заморозке добычи, сошел на нет, и ослабление рубля — лишь вопрос времени", — уверен он.
Слабый рубль поднимет цены на импортные товары и ускорит инфляцию.
Кроме того, ужесточение денежно-кредитной политики Федеральной резервной службы США усилит отток средств с развивающихся рынков, что также скажется на валюте и ценах на сырье.
"В этих условиях любой шаг ЦБ в сторону смягчения монетарной политики может способствовать значительному повышению финансовой и валютной нестабильности в России", — опасается Тихомиров.
Падение цен на нефть и ужесточение монетарной политики ФРС действительно могут свести на нет все усилия ЦБ по движению к целевому значению по инфляции, соглашается Сигал.
"То есть в каком-то смысле ЦБ зажат, так как существенное понижение ставки может стать причиной оттока спекулятивного капитала с российских рынков", — уверен он.
Если на завтрашнем заседании ЦБ решит сохранить ставку на уровне 10%, то, скорее всего, пообещает понизить ее на следующем заседании, считает Орлова.
"Рынок снова будет ждать этого решения", — уверена она.
Впрочем, уверен Павел Сигал, не стоит рассчитывать, что ставка в этом году в целом опустится ниже 9% — на радикальные изменения ЦБ вряд ли решится.