Бастрыкин предложил «вакцинировать» право для борьбы с фейками
Правовую сферу и уголовное законодательство необходимо реформировать для борьбы с новыми явлениями, в частности «вакцинировать» их для предотвращения ущерба от недостоверной информации, заявил глава СКР
Александр Бастрыкин
(Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС)
Информационную безопасность нужно усиливать, в том числе мерами по изменению законодательства, в том числе уголовного. Об этом, выступая на Международном молодежном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, сообщает «РИА Новости».
«Мы хотели бы призвать юридическую общественность обратить внимание на такое явление, как вброс фейковой информации. Это достаточно новое явление, мы с ним тоже в меньшей степени сталкивались, но, безусловно, с этим надо бороться, в том числе и вакцинацией права, в том числе путем расследования и передачи в суд уголовных дел по этому виду преступлений», — сказал Бастрыкин.
Он отметил, что «фейки наносят очень серьезный ущерб нашей национальной безопасности, моральному климату, общему положению дел в стране». «Поэтому мы полагаем, что информационная безопасность должна усиливаться, в том числе и мерами реформирования нашего уголовного и иного законодательства», — продолжил он.
В качестве одной из мер Бастрыкин предложил внести изменения в статью 63 Уголовного кодекса, которая определяет обстоятельства, отягчающие наказание.
С начала года МВД возбудило 37 уголовных дел за фейки о коронавирусе
Общество
www.adv.rbc.ru
«Мы предлагаем дополнить статью 63 УК РФ отягчающим наказание обстоятельством, связанным с совершением преступления с публичной демонстрацией в СМИ либо посредством информационно-телекоммуникационных технологий. Имеется в виду самого различного рода демонстрация, которая наносит моральный, политический, имущественный вред. В частности, для нас очень актуальна тема, когда в «Бессмертный полк», который проходил в интернет-режиме, в прошлом году вносили изображения нацистских преступников и так далее», — предложил глава СКР.
Законопроект об административных штрафах до 1,5 млн за «фейк-ньюс» был принят в начале 2019 года, его основной автор — сенатор Андрей Клишас. Обосновывая необходимость принятия, парламентарии ссылались на «вбросы» о причинах взрыва в жилом доме в Магнитогорске и 300 погибших при пожаре в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня».
Читайте на РБК Pro
Марк Уолинн — РБК Pro: «Потомкам рабов трудно добиться успеха»
Суды обязывают компании индексировать зарплаты. Что делать
Как эксперименты с наркотиками сгубили карьеру неординарного CEO
Акции техов рухнули: какие бумаги купить на просадке
Поправки в УК, вводящие уголовное наказание за ложную информацию об угрозах, были приняты во всех трех чтениях 31 марта 2020 года. В зависимости от последствий они ввели наказание от штрафов до 5 млн руб. до лишения свободы на срок до пяти лет. Авторами поправок были председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Последний пояснял, что фейки «дезориентируют граждан, вводят их в заблуждение и откровенно противодействуют принимаемым в стране мерам по недопущению ухудшения ситуации с распространением вируса».
В Госдуме предложили наказывать за вызывающие рост цен на продукты фейки
Общество
Пресс-центр МВД в декабре 2020 года сообщил, что с начала года в стране возбудили 37 уголовных дел, а с марта составили более 450 протоколов за фейки о коронавирусе. «В 2020 году в целом по России зарегистрировано 37 преступлений по статье 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан)», — сообщили тогда в министерстве.
Кроме того, с 1 марта по 1 декабря полиция составила 456 протоколов за распространение фейковых новостей о коронавирусе (ст. 13.15 КоАП).
Адвокат международной правозащитной группы «Агора» Станислав Селезнев тогда подсчитал, что российские силовики возбуждают дела за фейки о коронавирусе каждые два дня. В «Агоре» отметили, что недостоверной признается вся информация, отличная от официальной, а под преследование часто попадают критики власти — журналисты, активисты и политики.