Таинственные здания в Москве, где можно встретить привидения
Мистические места в основном расположены в старой части города и имеют длинную историю
Элемент фасада «Чайного дома» на Мясницкой улице
(Фото: Александр Щербак/ТАСС)
В каждом городе есть свои легенды. Московская мифология тоже изобилует историями о загадочных явлениях и интригующими сюжетами из далекого прошлого российской столицы. Эти здания или места в основном исторические, с интересным бэкграундом, расположенные, как правило, в старой части города.
Рассказываем о некоторых наиболее интересных мистических домах Москвы.
«Дом на набережной»
(Фото: Артем Геодакян/ТАСС)
Улица Серафимовича, 2
«Дом правительства» на Берсеневской набережной был построен в 1931 году для партийных работников и представителей новой московской элиты. Но пять сотен завидных квартир с дубовым паркетом, эксклюзивной мебелью и высокими потолками почти сразу превратились для новоселов в настоящую западню. В 30–40-е годы «Дом на набережной» стал центром ночных арестов и исчезновений, получив говорящие прозвища — «Этап ГУЛАГа» и «Дом приговоренных к расстрелу». Квартиры стали переходить из рук в руки, жильцы вереницей сменяли друг друга. Кроме того, археологические раскопки подтверждают, что жилой комплекс построен на месте пыточных палат Малюты Скуратова, любимого опричника Ивана Грозного. В 1906 году тут были найдены орудия пыток и человеческие останки.
Жильцы дома неоднократно сообщали о встречах с призраками, странных шорохах, шагах и разговорах. Например, писатель Эдуард Хруцкий рассказывал о звуках довоенного танго «В парке Чаир», которые доносились из пустующей соседней квартиры. Войдя внутрь, Хруцкий обнаружил, что там никого нет. Позже писатель узнал, что репрессированные хозяева квартиры очень любили эту мелодию. Несмотря на наличие призраков, сегодня это элитный жилой дом. Средняя цена за 1 кв. м в этом доме, по оценке ЦИАН, составляет 511,49 тыс. руб.
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
(Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)
Тверской бульвар, 23
С этим зданием связана трагическая судьба режиссера Александра Таирова. Вместе с женой Алисой Коонен в 1914 году он создал Камерный театр. Под здание театра был выбран особняк XVIII века на Тверском бульваре. Но в 1936 году на супругов обрушились несчастья. Их оперу-фарс «Богатыри» жестко раскритиковали власти и театральные авторитеты того времени. На этом спокойная жизнь Александра Таирова закончилась — началась травля. А 29 мая 1949 года театр отыграл свой прощальный спектакль. Здание передали новому режиссеру и переименовали в Московский драматический театр им. А. С. Пушкина. Спустя месяц Александр Таиров скончался от рака мозга в психиатрической клинике.
Во время очередной реконструкции особняка на месте личного кабинета Таирова построили туалет. Считается, что Алиса Коонен не простила такого унижения и в сердцах прокляла здание на Тверском бульваре. После смерти Алисы Коонен актеры и сотрудники заговорили о призраке женщины в черной кожаной тужурке и красном платке. Именно в таком образе Коонен исполняла свою роль в одном из спектаклей мужа. Привидение встречали в театральных коридорах и на задних рядах зрительного зала. В актерской среде последнее означало неминуемый провал спектакля. Ходят слухи, что рабочие сцены даже отказывались убирать декорации из-за страха перед этим мистическим явлением.
«Чайный дом» на Мясницкой
(Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press)
Мясницкая улица, 17
На месте необычного здания в восточном стиле, где сегодня работает старинный чайный магазин, во второй половине XIX века стоял особняк Кусовниковых. Генерал-майор Петр Петрович с женой Софьей Ивановной въехали туда после смерти известного масона генерал-лейтенанта Л. Д. Измайлова. Обнаружив в доме комнату со скелетом и обилием масонской атрибутики, супруги приказали наглухо заколотить все комнаты. Открытыми остались только два помещения, которыми пользовались Кусовниковы. С тех пор новые хозяева боялись находиться в собственном доме. Считается, что за все время с 1843 по 1870 год они так и не решились посетить остальные комнаты.
Муж с женой были обеспеченными людьми, но отличались патологической скупостью. Они не принимали гостей, не подавали милостыню, вели затворнический образ жизни, а из прислуги согласились нанять только дворника. Как-то раз, собираясь в дальнее имение, престарелые супруги спрятали все свои сбережения в камине. Не знающий об этом дворник растопил печь, и банковские ассигнации сгорели. От печального известия Софья Ивановна тут же скончалась.
Похоронив жену, старик Кусовников еще долго обращался к городским властям и требовал обменять сгоревшие деньги на новые. Не справившись с горем, он сошел с ума, начал попрошайничать и вскоре умер. С тех пор в этих местах по вечерам прохожие иногда видят призрак несчастного старика в длинном пальто, который ищет сгоревшие ассигнации.
Дом купца Игумнова
(Фото: ИТАР-ТАСС/ Ирина Афонская)
Улица Большая Якиманка, 43
В историческом особняке купца Игумнова на Большой Якиманке с 1938 года располагается посольство Франции. Но началось все в далеком 1888-м, когда владелец Ярославской мануфактуры Николай Васильевич Игумнов подал прошение о строительстве каменного дома.
Специально для этого он пригласил ярославского архитектора Николая Поздеева, мастера русской эклектики. В 1891 году все было готово. Однако выделявшийся среди остальных строений сказочный терем вызвал критику и осуждение соседей. Купец Игумнов поддался общественному давлению и обратился в суд, отказавшись платить за выполненную работу. Особняк стал последним реализованным проектом талантливого архитектора. Стремясь уйти от долгов, Николай Поздеев покончил жизнь самоубийством, перед этим пообещав всем жителям купеческого особняка горе и несчастья.
Считается, что с тех пор в особняке обосновался первый фантом. Позднее там же поселился призрак молодой танцовщицы Варвары. Женщина была любовницей Николая Васильевича. Среди горожан ходили слухи, что владелец дома застал Варвару с другим мужчиной и в состоянии аффекта убил ее, а тело замуровал в стенах дома. Очевидцы рассказывали, что каждый вечер в особняке слышались странные звуки и время от времени появлялось приведение в белом платье — мрачный силуэт указывал на стены.
Жизнь самого Игумнова тоже сложилась трагически. Во время бала в 1901 году купец решил впечатлить гостей, покрыв весь пол золотыми червонцами с изображением Петра I. Император узнал об этом и сослал купца на постоянное поселение в Абхазию.