«Надо подумать о будущем Мавзолея» — интервью с куратором конкурса Ириной Коробьиной

«РБК-Недвижимость» поговорила с членом Международной академии архитектуры, куратором проекта «Мавзолей» Ириной Коробьиной о том, как возникла идея конкурса по ре-использованию Мавзолея, о позиции Минкульта и политическом заказе

Куратор проекта «Мавзолей» Ирина Коробьина

(Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)

11 сентября стало известно о конкурсе на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея Ленина на Красной площади. Конкурс объявил Союз архитекторов России, финал мероприятия пройдет в рамках фестиваля «Зодчество».

Проведение конкурса вызвало общественный резонанс. Союзу архитекторов пришлось объяснять, что никто не собирается выносить тело Владимира Ленина из Мавзолея и сносить здание, а архитекторы выступают за сохранение здания и лишь пытаются его архитектурно осмыслить. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал конкурс и назвал «грязной провокацией людей, которые ничего общего не имеют ни с историей страны, ни с серьезной архитектурой».

«РБК-Недвижимость» поговорила с членом Международной академии архитектуры, куратором проекта «Мавзолей» Ириной Коробьиной о том, как возникла идея конкурса по ре-использованию Мавзолея Ленина, о позиции Минкульта и политическом заказе.

— Расскажите, как вообще родилась идея ре-использования Мавзолея Ленина на Красной площади? И почему именно сейчас решено провести такой конкурс?

— Сама идея возникла не вчера. Люди озабочены этой проблемой уже много лет. Я, будучи директором Музея архитектуры им. Щусева, прорабатывала проект будущего ре-использования Мавзолея как музейного филиала, поскольку и Музей архитектуры, и Мавзолей объединены личностью их создателя, выдающегося архитектора Алексея Щусева. Первые наработки были представлены бывшему министру культуры Владимиру Мединскому. Никакой реакции не последовало.

В этом году фестиваль «Зодчество», который ежегодно проводит Союз архитекторов, пройдет под девизом «Вечность». Президент Союза Николай Шумаков обратился с предложением сделать спецпроект на заявленную тему. Я вспомнила о своей давнишней идее и изложила ее коллегам. Она им понравилась. Так и возникла инициатива провести конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея Ленина.

— Почему выбрана именно тема ре-использования Мавзолея?

— Сама тема упреждает серьезную проблему. Россия — православная страна, и по канонам православия «…и в землю туюжде пойдем». Также есть воспоминание Владимира Бонч-Бруевича, соратника вождя, и упоминание Надежды Крупской о том, что Владимир Ильич хотел быть похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге рядом со своей матерью Марией Ульяновой. Пренебрегать волеизъявлением одного из крупнейших мыслителей и деятелей в истории России — кощунственно.

Все цивилизованные люди понимают, что рано или поздно захоронение тела Ленина произойдет. Но мы — ни Союз архитекторов России, ни я в качестве куратора проекта, ни кто-то другой — не призываем ускорить этот процесс. Тем более вынести тело из Мавзолея немедленно. Это вообще не наш вопрос — это вопрос объективной исторической реальности. Это случится, когда придет время. Но профессия архитектора каждодневно заставляет смотреть вперед и думать о будущем.

Наш вопрос — это судьба выдающегося памятника архитектуры ХХ века — Мавзолея, построенного по проекту крупнейшего зодчего Алексея Щусева. Более того, Мавзолей находится под охраной ЮНЕСКО.

— Допустимы ли изменения самого здания Мавзолея в рамках концепций?

— В программе конкурса указаны критерии оценки будущих проектов, которые очерчивают вполне конкретные требования. В их числе уважение к российской истории, общественная значимость нового использования объекта и, конечно же, недопустимость видоизменений ни в облике Мавзолея, признанного достоянием мировой архитектуры, ни в ансамбле Красной площади.

Сам конкурс направлен в будущее. Он призван наметить подходы к решению труднейшего вопроса — что будет с Мавзолеем, когда он опустеет. Цель конкурса — собрать банк идей на эту тему.

— Вы предлагаете превратить Мавзолей в филиал Музея архитектуры им. Щусева?

— Да, это мое личное мнение. Считаю, что для этого есть серьезные предпосылки. И Мавзолей, и Музей архитектуры связывает личность их создателя, архитектора Щусева, который мечтал, что со временем выдающиеся памятники архитектуры станут филиалами его музея. Музей находится в десяти минутах ходьбы от Мавзолея. Но главное — в музее хранится коллекция проектной графики и фотографий всех трех версий Мавзолея, а также материалы конкурса на саркофаг, который выиграл архитектор Константин Мельников. Согласитесь, логично преобразовать Мавзолей в филиал музея.

В программе конкурса подчеркнуто, что иные идеи ре-использования не только допустимы, но и приветствуются. Ведь наша главная задача — сформировать банк идей.

— Недавно был объявлен старт на сбор заявок. Поступили уже первые предложения?

— На этот вопрос могут ответить в Союзе архитекторов. Я знаю, что первые заявки уже поступили, но их количество мне неизвестно. Хочу отметить, что сам конкурс народный. Мы считаем правильным привлечь к генерированию идей не только профессионалов, но и всех, кого волнует тема. Это конкурс идей, а не проектных решений. Он не подразумевает реализацию проекта.

Когда свершится исторический факт предания тела Ленина земле, начнется многолетняя дискуссия о судьбе самого Мавзолея. Для памятника это будет период безвременья, когда привычный алгоритм его эксплуатации нарушится. Тут-то и таится угроза. Совсем недавно мы чуть не потеряли Шаболовскую башню, оказавшуюся ненужной ни одному из ведомств и лишившуюся элементарного жизнеобеспечения. Очень надеюсь, что наш конкурс окажется суперполезным для определения дальнейшей судьбы Мавзолея. Ведь он заранее намечает перспективы решения очень сложной проблемы.

— Получается, что идею по ре-использованию Мавзолея может предложить любой человек? Нет никаких ограничений?

— Да, абсолютно любой человек, согласный с программой и условиями конкурса, может представить свой проект. К участию приглашаются не только профессиональные архитекторы, дизайнеры и художники, но и любые граждане России и стран СНГ. Главное — соблюсти требования к подаче заявки и самой концепции. Они опубликованы на сайте Союза архитекторов.

Интересно, что в 1925 году проводился народный конкурс на проект строительства Мавзолея Ленина. На него поступило 170 проектов, самые интересные из которых можно будет увидеть на нашей выставке в Гостином дворе в виде копий. Я лет двадцать назад видела оригиналы на выставке в Донском монастыре, тогда филиале Музея архитектуры. Поверьте, это незабываемо!

— В жюри конкурса приглашена министр культуры России Ольга Любимова. Какова позиция Минкульта по поводу проведения такого конкурса и самого ре-использования Мавзолея? Поддерживает ли министр эту идею?

— В жюри приглашены особо уважаемые и авторитетные люди нашей страны, чье мнение имеет общественную значимость. Понятно, что у них высокая каждодневная профессиональная загрузка. Союз архитекторов направил им официальные приглашения недавно. Мы в ожидании ответов.

Думаю, позиция Минкульта по поводу конкурса на идею ре-использования Мавзолея еще не сформулирована. Она проявится после реакции Ольги Борисовны [Любимовой], которая приглашена в члены жюри. Надеемся, что она сочтет инициативу общественно полезной и найдет возможность поддержать ее своим участием в работе жюри.

— То есть пока окончательный состав жюри еще не сформирован?

— Возможно, публикация анонса конкурса без утвержденного списка жюри покажется преждевременной, но для этого у нас была веская причина. Конкурс приурочен к проведению фестиваля «Зодчество». Это означает, что конкурсные проекты должны быть готовы к концу октября — через полтора месяца. За это время нужно пойти регистрацию, сгенерировать идею, изобразить ее в цифровой или «ручной» графике на планшете. Поэтому нам нужно было срочно опубликовать программу и условия конкурса, чтобы люди смогли принять в нем участие.

— Мавзолей находится под защитой ЮНЕСКО. Какова его позиция по поводу конкурса и дальнейшего ре-использования здания?

— Я думаю, что ЮНЕСКО может относиться к конкурсу только позитивно, поскольку он направлен на сохранение этого выдающегося памятника архитектуры и обеспечение его достойного будущего. Призываю всех ознакомиться с программой и условиями конкурса, где написано, что Мавзолей и ансамбль Красной площади должны сохранить свой исторический облик. Искажения недопустимы.

— В материалах к конкурсу сказано, что сбор идей ре-использования Мавзолея Ленина не носит политического заказа. Но сама тема достаточно чувствительная для общества и вызвала много дискуссий. Уже возникают предположения, что вскоре тело Ленина будет захоронено. Могли бы вы прояснить этот момент?

— Конечно, никакого политического заказа на этот конкурс нет. Союз архитекторов — объединение творческое, а не политическое. Архитекторы решают творческие задачи, они не обслуживают политические интересы. Но специфика профессии такая, что все архитектуры думают о будущем. Мы отвечаем за организацию жизненного пространства, за его развитие в будущем. А сохранение прошлого, в частности памятников архитектуры, — основа устойчивого развития.

— После того как победители конкурса будут объявлены, что будет дальше с этим банком идей?

— Они будут ждать своего часа. Если кто-то захочет ознакомиться с результатами конкурса, он может обратиться в Союз архитекторов России. Решение проблемы поиска нового смысла для Мавзолея «после Ленина» лучше решать превентивно. Общественная дискуссия о ценности памятника будет полезна.

Еще раз обращаю ваше внимание, что мы не пытаемся ускорить исторический процесс или как-то повлиять на него. Мы просто понимаем, что он идет и рано или поздно возникнет необходимость решения проблемы «сохранения для вечности» самого Мавзолея.

Подробности на РБК
Поиск по сайту

Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
© 2024    vseinfo.com    //    Войти   //    Вверх