Каким может стать новый православный храм в Котельниках. Фото
В архконкурсе на строительство православного храма представлено несколько футуристичных проектов
Один из конкурсных вариантов храма во имя Спаса Нерукотворного в Котельниках
(Фото: бюро ARCHPOINT)
В Московской области продлили голосование в конкурсе, который определит архитектурное решение для храма во имя Спаса Нерукотворного в микрорайоне «Парковый» города Котельники. Информация о конкурсе размещена на портале администрации городского округа.
«В связи с поступающими заявками на участие в конкурсе, было принято решение продлить сроки предоставления проектов до 1 сентября 2020 года. Голосование будет проходить до 1 октября 2020 года. Определение победителя состоится 3 ноября 2020 года», — сказано в сообщении.
Решение о строительстве храма в микрорайоне «Парковый» в Котельниках было принято в 2019 году. Тогда же был объявлен сбор частных средств и пожертвований на строительство, а параллельно — конкурс архитектурных решений.
Минимальная площадь храма должна быть рассчитана на посещение 500 человек, сказано в техническом задании конкурса. Общая высота храма от уровня земли до венчающего креста не ограничена, однако, высота свода центрального внутреннего предела храма не должна превышать 15-ти метров. На фасаде церкви имеется возможность разместить элементы, символически имеющих связь с Христианством (пеликана, рыбы, лилии, ракушки и т.д.). Также на фасаде разрешено разместить башенные часы (возможно с движущимися фигурками).
Участники конкурса
На август 2020 года в конкурсе принимает участие 6 проектов. Част из них выполнена в классических канонах церковной православной архитектуры, часть — и использованием новых форм и элементов.
Например, эскизный проект, выполненный архитектором Валерием Лизуновым из бюро ARCHPOINT (в фотогалерее ниже), предполагает строительство храма при помощи новых строительных технологий и материалов. «Мы попытались передать в проекте чистый Образ Спаса Нерукотворного, который как плат укрывает стены и крышу, становясь куполом, похожим на древний шлем русского богатыря, образуя единую архитектурную форму со стенами. Как будто большой синий покров спустился сверху на храм», — говорится в описании проекта.
В другом проекте, участвующем в конкурсе, архитектор Вадим Сударев предлагает декорировать стены храма горизонтальным рустом из фиброцементных панелей, закрывающих конструктив стен и создающих сложный ритм на фасаде здания. «Усиливают впечатление монументальности выступающие за скошенные плоскости стен вертикальные плоскости порталов окон и входов», — говорит автор о своем предложенной концепции храма.
Образом для другого конкурсного проект Вадима Сударева послужила «лаконичная и скупая на декоративное оформление фасадов архитектура псковских церквей с характерным сужением стен от основания к кровле». Автор предлагает облицевать здание плитами серого габбро-диабаза, а также известняковыми панелями. Кровля и купола, при золоченых крестах, будут покрыты медью характерного при окислении иссиня-черного цвета. «Общее художественное решение не предполагает золочения куполов для создания лаконичного, достаточно монохромного образа, характерного для северной храмовой архитектуры», — сказано в описании к этому проекту.
Часы на фасаде, разрешенные техническим заданием, реализованы только в одном конкурсном проекте. Циферблат часов предложено реализовать в виде панно на адресных светодиодах. «Храм — это ориентир для каждого человека. В пространстве и времени. Давая возможность человеку ориентироваться, храм организует все пространство, в котором он виден. Меняются привычки людей, кто-то не скажет бранное слово, кто-то не подумает плохой мысли, видя храм. Церковные службы и праздники организуют время, календарь прихожан», — говорится в презентации этого проекта.
Остальные проекты храма имеют более классические черты. Например, еще один конкурсный проект за авторством Вадима Сударева предполагает реализовать в здании стилистку и дух русского национального стиля эпохи модерна.
Другой конкурсный проект — за авторством архитекторов Е.В. Уваровой и А.В. Мальчевской из благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис» — был вдохновлен «образцами русской архитектуры начала XX века в целом, и постройками А. Щусева и В. Покровского в частности». «Два выдающихся архитектора, которые построили много храмов в Москве и в Петербурге, и заказчиками которых выступали ныне причисленные к лику святых члены царской семьи, а в особенности Елизавета Федоровна, любившие и понимающие русское искусство, построили много храмов в разных областях России», — сказано в описании этого проекта.
Церкви с современной архитектурой строятся и в Москве. Например, по футуристическому архитектурному проекту на Верейской улице возводится православный храм священномученика Игнатия Богоносца. От большинства строящихся в последнее время храмов сооружение отличается лаконичностью и минимализмом. В 2019 году проект храма священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице стал победителем международного конкурса религиозной архитектуры Faith & Form Awards.