Архитекторы шутят: как выглядят дома, которые построены с юмором
Дом-машина, дом с избыточным весом, «пьяный» дом — как архитектура становится поводом для шуток
Проектирование и строительство зданий — дело сложное, дорогое и потому серьезное. Но сами архитекторы обладают прекрасным чувством юмора и не прочь пошутить. Иногда — над заказчиком, иногда — над собой, но чаще — над горожанами, которые годами ломают голову, пытаясь понять, что же хотел сказать автор того или иного эксцентричного здания.
Несколько таких примеров — в подборке «РБК-Недвижимости».
«Танцующий дом»
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Знаменитый «Танцующий дом» (или «Пьяный дом») в Праге, построенный в 1996 году по проекту архитекторов Владо Милунича и Фрэнка Гери, — манифест деконструктивизма. Свое метафорическое название здание проучило благодаря характерной форме: формирующие постройку две цилиндрические башни на высоких колоннах олицетворяют известную танцующую пару — Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Одна из двух башен — прямая, правильной формы — символизирует мужскую фигуру, вторая — деконструктивистская — повторяет женский силуэт с развевающейся юбкой. а двадцать с лишним лет «Танцующий дом» (здание используется как бизнес-центр) превратился в одну из самых узнаваемых и любимых архитектурных достопримечательностей Праги.
Дом-корзина
Фото: Derek Jensen / commons.wikimedia.org
Основатель американской компании по продаже товаров для отдыха на природе Longaberger Дейв Лонгэбергер решил увековечить в камне свой самый продаваемый товар — плетеную корзину для пикника. Образ корзины воплощен в семиэтажном здании штаб-квартиры компании, построенном в 1997 году в городе Нью-Арк (штат Огайо) по проекту самого бизнесмена. Здание имеет эксплуатируемую кровлю и большой стеклянный купол, который обеспечивает естественное освещение внутри помещений круглый год. По задумке Дейва Лонгэбергера, все здания его компании должны были иметь аналогичную форму корзины, но воплотить эту идею в жизнь не удалось.
«Толстый дом»
Фото: erwinwurm.at
В 2003 году австрийский художник и скульптор (в ряде случаев работающий также как архитектор) Эрвин Вурм представил публике свой «Толстый дом», высмеивающий идею бесконечного потребления. Внешне конструкция выглядит как традиционное одноэтажное здание со скатной черепичной крышей, однако из-за округлых деформированных стен, напоминающих жировые складки, здание скорее ассоциируется со скульптурой. Такой эффект достигнут благодаря использованию полистирола — легкого синтетического материала. Из него выполнены объемные стены дома, закреплённые на металлическом каркасе. Работа Вурма находится в коллекции Музея современного искусства Вены.
Дом на доме
Фото: erwinwurm.at
В 2006 году Эрвин Вурм создал свой самый знаменитый объект — инсталляцию House Attack, которую установил на здании Музея современного искусства Вены. Сооружение представляет собой одноэтажный жилой дом, закреплённый на краю кровли вверх тормашками. Внешне легкое здание было установлено на массивные стальные стержни, которые обеспечивали устойчивость конструкции. Здание, буквально врезанное в серый массив музейного комплекса, являлось частью экспозиции Вурма и олицетворяло городской конфликт между архитектурными решениями.
Дом-автомобиль
Фото: via Markus Voglreiter
Необычное двухэтажное здание в виде легендарного автомобиля Volkswagen Beetle (Жук) в Зальцбурге — один из самых необычных жилых домов в мире. Его спроектировал немецкий архитектор Маркус Фоглрайтер — страстный поклонник этой модели. Небольшое двухэтажное здание олицетворяет идиому «автомобиль — дом на колесах». Каждая деталь машины имеет свой функционал: например, лобовое стекло и фары представляют собой окна в спальне и ванной, вытяжка на кухне превращена в выхлопную трубу, а решетка радиатора — в легкий навес, защищающий обитателей дома от солнца.