Редакция «РБК-Недвижимости» выяснила, где и как проходили съемки самых леденящих кровь картин в истории кинематографа
Фото: kinopoisk.ru
Дома с привидениями — классический элемент жанра хоррор. При дневном свете эти здания выглядят вполне миролюбиво, но с наступлением темноты героям фильмов стоит держаться от них подальше. В реальности внушающий страх проклятый особняк может оказаться обычной двусторонней декорацией на киностудии Universal или уютным охотничьим домиком в Морристауне. А для некоторых проектов создатели фильмов ужасов строят настоящие трехэтажные поместья, тщательно прорабатывая детали старинных интерьеров. Один из таких сделали для фильма «Багровый пик» Гильермо дель Торо. А сразу после съемок разрушили — рассказываем почему.
«Психо», 1960 год
Психологический хоррор Альфреда Хичкока снят в черно-белом цвете. Режиссер использовал этот прием, чтобы не шокировать зрителей кровавыми сценами. Главный герой фильма — маньяк, страдающий раздвоением личности. Он живет в мрачном неоготическом особняке, в подвале которого хранит мумифицированное тело матери. После выхода «Психо» этот дом стал символом страха и ужаса. Он появился в многочисленных фильмах, телешоу, музыкальных клипах и рекламных роликах. Особняк на холме возвели в 1959 году на задворках киностудии Universal. Для экономии бюджета материалы для строительства искали по всем съемочным павильонам.
Фото: kinopoisk.ru
Двухэтажный особняк Бейтсов — это не просто плоская фоновая декорация. Он имеет четыре стены и крышу, но до 1963 года дом состоял только из лицевой и левой боковой частей. Именно их зритель видит в «Психо». Еще две стороны дома пристроили позднее — уже для других фильмов. А все внутренние интерьеры были сняты в павильонах киностудии. После работы Хичкока дом несколько раз перестраивали и трижды переносили в новое место. Пять лет назад он стал настолько ветхим, что поклонники фильма обратились с петицией провести полную реставрацию культовой декорации. Специалисты Universal Studios откликнулись и сделали ремонт.
«Сияние», 1980 год
Фильм «Сияние» снят по одноименной повести Стивена Кинга. Для наружных съемок вымышленной гостиницы «Оверлук» режиссер Стэнли Кубрик использовал отель горнолыжного курорта Тимберлайн. Он стоит на потухшем вулкане Маунт-Худ в Орегоне. Это место считается самой высокой точкой штата. Кроме того, оно известно длинным зимним сезоном — лыжный курорт работает почти круглый год. Все интерьерные сцены «Сияния» Кубрик снимал в калифорнийском отеле Ahwahnee. Именно там главный герой картины, неудачливый писатель Джек Торренс, постепенно теряет рассудок.
Фото: kinopoisk.ru
Причиной всему — мистика, происходящая в занесенном снегами и отрезанном от внешнего мира пустующем особняке. Прототипом оригинального книжного «Оверлука» считается отель «Стэнли» в Колорадо. В 1970-х годах его внешний вид напугал Стивена Кинга, когда тот проходил мимо. Так «Стэнли» вдохновил молодого писателя на создание знаменитой повести. Теперь в отеле проходит ежегодный кинофестиваль с участием голливудских режиссеров, актеров, продюсеров и любителей хоррора со всего мира. А еще там планируют открыть музей ужасов, киностудию и киноархив.
«Зловещие мертвецы», 1981 год
Фильм «Зловещие мертвецы» начинается с того, что компания молодых людей отправляется за город. Друзья хотят весело провести выходные в арендованном за копейки доме. Здание воплощает лучшие традиции хоррора: выглядит мрачно, стоит в непролазной глуши, вокруг никого нет. Для съемок фильма были выбраны не студийные декорации, а настоящая хижина 1960-х годов. Она находилась около Морристауна, штат Теннесси, и изначально использовалась как охотничий домик. Специально для «Зловещих мертвецов» внутреннее пространство хижины расширили, сделав пристройку.
Фото: kinopoisk.ru
Спустя пару лет бывшая съемочная площадка по невыясненным причинам сгорела. Сейчас о ней напоминает только фрагмент кирпичной трубы и яма размером 5×6 футов, которую вырыли специально для сцены спуска в погреб. В самой хижине его не было — все подвальные сцены снимали в гараже режиссера картины Сэма Рэйми и на ферме продюсера Роберта Таперта в Мичигане. А уцелевшие руины техасской хижины поклонники разобрали «на сувениры». Несмотря на это, место съемок «Зловещих мертвецов» до сих пор пользуется популярностью и год за годом привлекает фанатов фильма.
«Другие», 2001 год
Пока муж пропадает на фронте, измотанная и нервная главная героиня заботится о дочери и сыне, которые не переносят солнечный свет. Однажды из дома исчезают все слуги, а почтальон перестает забирать письма. После этого дети начинают видеть в доме призраков, а их мать — медленно сходить с ума. Ключевая роль в создании атмосферы готического хоррора Алехандро Аменабара принадлежит огромному английскому особняку, который утопает в густом тумане. По сюжету действие картины разворачивается на британском острове Джерси в конце Второй мировой войны.
Фото: kinopoisk.ru
В реальности съемки фильма организовали в окрестностях Мадрида, частично — в Великобритании и на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Хотя по первоначальной задумке Аменабар планировал снять картину на своей родине в Чили. Экранным домом для героини Николь Кидман и ее детей стал дворец Орнильос в Лас-Фрагуасе, на севере Испании. Он был построен еще в 1840 году по проекту шотландца Ральфа Селдена Уорнума и некоторое время служил летней резиденцией испанского короля Альфонсо XIII. Именно здесь происходят все события фильма. Одно уточнение: дворец использовали только для наружных съемок.
«Багровый пик», 2015 год
Мистическая сказка Гильермо дель Торо о проклятом поместье увидела свет в октябре 2015 года. Большая часть сюжета разворачивается в полуразрушенном готическом особняке Аллердейл-Холл, расположенном в английской глуши. В действительности все сцены «Багрового пика» снимали в Канаде. По словам дель Торо, фамильный дом Шарпов — это живой организм, который находится на грани распада. В его крыше зияет огромная дыра, через плачущие стены сочится красная глина, а по залам гуляют жуткие призраки. Именно туда сразу после свадьбы отправляется молодая писательница Эдит Кушинг, роль которой сыграла Миа Васиковска.
Фото: kinopoisk.ru
Фамильное поместье и его внутреннюю отделку не рисовали: оно было построено целиком всего за девять месяцев. Чтобы избежать малейших неточностей, художники разработали 3D-модель здания и только потом приступили к строительству. При этом компьютерная графика в интерьерах фильма почти не используется. Единственным исключением стал лунный свет, падающий в главный зал через потолочную дыру. Несмотря на проделанную огромную работу, сразу после съемок «Багрового пика» трехэтажный особняк безжалостно разобрали, чтобы освободить пространство Pinewood Toronto Studios для новых проектов.