Netflix и «Кинопоиск» потеснили Okko и ivi в пандемию
Несмотря на увеличившуюся выручку сервисы ivi и Okko уступили по итогам 2020 года часть рынка другим активно развивающимся онлайн-кинотеатрам. Свои позиции укрепили, по версии агентства Telecom Daily, «Кинопоиск» и Netflix
Netflix
NFLX
$517
+1,47%
Купить
«Яндекс»
YNDX
₽4 722,8
+0,1%
Купить
Фото: Stefan Wermuth / Bloomberg
Доли крупнейших на российском рынке онлайн-кинотеатров ivi и Okko по итогам 2020 года впервые снизились, следует из годового отчета аналитического агентства Telecom Daily, с которым ознакомился РБК. Доля лидера — онлайн-кинотеатра ivi — в общих доходах всех видеосервисов Рунета составила 22,5%, тогда как годом ранее это были 25%. Ближайший конкурент — Okko — по итогам прошлого года занимал, по версии Telecom Daily, 13,6% всего рынка против 15% по итогам 2019-го.
Доли на рынке также снизились у YouTube (с 13 до 9%), принадлежащего «Ростелекому» сервиса Wink (с 8 до 7,3%), Megogo (с 9 до 6,6%).
При этом выручка этих сервисов в 2020 году, по подсчетам Telecom Daily, увеличилась: у ivi на 44%, до 8,8 млрд руб., у Okko — на 45%, до 5,3 млрд руб., у YouTube — на 13%, до 3,5 млрд руб., у Wink — на 53%, до 2,9 млрд руб. и у Megogo — на 24%, до 2,6 млрд руб. При этом все сервисы, за исключением Wink, росли медленнее всего рынка: он в денежном выражении увеличился на 51%, до 38,9 млрд руб.
Как считали
Выручку онлайн-кинотеатров и, как следствие, их рыночные доли агентство Telecom Daily считает так называемым кабинетным способом: учитываются сведения, которые предоставляют сами компании, их отчетности по РСБУ и МСФО, данные отраслевой статистики от Минцифры и Росстата, результаты измерений аудитории.
При подсчете выручки онлайн-кинотеатра «Кинопоиск», принадлежащего «Яндексу», не учитываются доходы от видео по запросу на ресурсах «Яндекс.Видео» и «Яндекс.Эфир». По данным самого «Яндекса», выручка от этих сервисов в 2020 году составила дополнительные 3,1 млрд руб.
При подсчете выручки YouTube учитываются только доходы от видео по запросу в премиальном сегменте видеосервиса.
Долю иностранцев в ivi и Okko предложили ограничить 20%. Что важно знать
Технологии и медиа
www.adv.rbc.ru
По итогам 2020 года выручка «Кинопоиска» выросла почти в 3,5 раза, до 2,8 млрд руб., что соответственно привело к увеличению рыночной доли с 3 до 7,1%, следует из данных Telecom Daily. «Яндекс», владелец «Кинопоиска», в своей отчетности выручку видеосервиса отдельно не раскрывает.
Почти в три раза, до 3,3 млрд руб., как утверждает Telecom Daily, выросли доходы в России у американского онлайн-кинотеатра Netflix, который только в сентябре 2020 года объявил о полноценном выходе на российский рынок. Его доля увеличилась с 4% в 2019 году до 8,4% в 2020-м. Сам Netflix не раскрывает свои доходы в отдельных странах.
Читайте на РБК Pro
Новые правила налогообложения — что необходимо знать рантье
Как Airbus и Boeing соперничают за небо после пандемии — Bloomberg
Во что инвестируют наследники азиатских миллиардеров — Bloomberg
Когда неловкие заявления могут стоить руководителю работы — The Economist
Видеосервис ivi согласен с цифрами, предоставленными Telecom Daily, сообщил РБК директор по стратегии онлайн-кинотеатра Иван Гринин. Аналитика Telecom Daily по выручке онлайн-кинотеатра «близка к правде», признает гендиректор Megogo Виктор Чеканов. В пресс-службе Okko настаивают на том, что сервис занял 14% рынка по итогам прошлого года, как и в 2019-м, не подтверждая оценку Telecom Daily.
РБК направил запросы представителям всех других упомянутых видеосервисов.
Netflix выходит на российский рынок
Общество
Почему снизились доли лидеров
Из-за пандемии и самоизоляции рынок онлайн-кинотеатров в 2020 году рос стремительно, и компании, которые находились на более низких позициях, показали двукратное увеличение доходов с той скоростью, которая невозможна для лидеров рынка с многомиллиардной выручкой, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Расти с малых цифр всегда легче. Когда выручка уже на уровне 9 млрд руб., нужно работать быстрее других, чтобы хотя бы сохранять свою долю на рынке», — добавляет аналитик.
Лидеры рынка сдают позиции на фоне бурного роста новых игроков, согласен Иван Гродецкий, гендиректор принадлежащего «Газпром-Медиа» онлайн-кинотеатра Premier. Его выручка, по оценке Telecom Daily, выросла в прошлом году в 2,5 раза, до 1,2 млрд руб., рыночная доля с 2 до 3%.
«Молодые» сервисы, работающие по подписке, оперативнее решаются на рисковые контентные проекты, не боятся сложных тем, благодаря чему находят для себя новую аудиторию, утверждает Гродецкий (в прошлом гендиректор Okko, затем — недолгое время исполнительный директор ivi). По его словам, выручка самого Premier увеличилась в 2020 году за счет роста в 2,6 раза абонентской базы, на фоне чего видеосервис увеличил стоимость подписки со 129 до 199 руб. в месяц.
Активнее других растут сервисы с собственным уникальным контентом, доля которого в каталогах лидеров рынка пока невысока, добавляет гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. У онлайн-кинотеатра ivi в 2020 году вышло 10 проектов собственного производства, среди них комедийный сериал «Чума!» и проект «Нежность» — адаптация произведения «Мертвые души»; Premier выпустил 16 собственных проектов, в том числе сериалы «Колл-центр», «Мир! Дружба! Жвачка!»; Start презентовал также 16 проектов, среди них сериал «Хороший человек» и «Пассажиры»; Megogo выпустил 6 проектов собственного производства, в числе которых сериал «Крюк» и комедия «Номер один», рассказали представители этих компаний.
Сравнительно небольшие игроки и Netflix, который начал продвигать себя среди российской аудитории только в середине 2020-го, потратили за прошлый год значительные средства на промо своих сервисов, отмечает Кусков. По его оценке, в период пандемии многие видеосервисы предлагали скидки на свой контент, и с окончанием такого «льготного» периода около 15-20% этих пользователей купили подписки на сервис за полную стоимость. Предоставление бесплатного доступа к сервису или со скидкой действительно помогло онлайн-кинотеатрам привлечь новую аудиторию, и малым игрокам это позволило расти чуть быстрее и заметнее лидеров, соглашается Андрей Яковицкий, управляющий директор Amplifi (подразделение рекламной группы dentsu, отвечающее за повышение эффективности медиаинвестиций).
По этой же причине в 2020 году снизилась доля премиального сегмента YouTube на российском рынке, обращает внимание Кусков. В то время как местные онлайн-кинотеатры предлагали различные скидочные программы, YouTube никак дополнительно не привлекал аудиторию.
«Кинопоиск», который показал самый стремительный рост по выручке, обладает исключительной возможностью продвижения своего контента с помощью «Яндекса», напоминает Кусков. По его прогнозу, из-за этого 2021 год пройдет в борьбе между «Кинопоиском» и Okko.
Готовы платить
Большую часть выручки — 30,6 млрд из 38,9 млрд руб. — всему отечественному рынку видеосервисов принесла платная модель, под которой подразумевается подписка на один или несколько месяцев либо разовые покупки доступа к контенту.
Рекламная модель обеспечила лишь 8,3 млрд руб. всех доходов и выросла за год только на 9%, оценивает Telecom Daily.
Как рынок будет развиваться дальше
В ближайшие три года ситуация на рынке принципиально не изменится, уверен Яковицкий. По его мнению, темпы роста малых игроков будут незначительно снижаться, лидеры сохранят свою динамику. Однако есть игрок, который способен отбирать доли и у крупных сервисов — речь идет о Netflix, предупреждает собеседник РБК — в перспективе трех лет он может войти в число лидеров рынка.
В декабре 2020 года всероссийская ежемесячная аудитория Netflix на мобильных устройствах и десктопах приблизилась к 1,3 млн человек старше 12 лет. В декабре 2019-го это были лишь 717 тыс. человек. Для сравнения: самым популярным онлайн-кинотеатром (без учета Youtube с бесплатным просмотром роликов) является ivi, чья ежемесячная аудитория в декабре 2020 года равнялась почти 12,4 млн россиян, что на 16% меньше, чем годом ранее.
Несмотря на доминирующую роль платной модели в общих доходах видеосервисов, они еще долгие годы будут оставаться важным каналом и для рекламодателей, предполагает Яковицкий. Реклама, по его мнению, позволит предоставить пользователям больше бесплатного качественного контента.