Международный консорциум ученых расшифровал геном пшеницы

МОСКВА, 22 августа. /ТАСС/. Международный консорциум ученых, в котором приняли участие представители 73 научных организаций из 20 стран, в том числе и России, завершил работу по секвенированию генома пшеницы, полученные данные позволят увеличить урожай и получить новые сорта этой злаковой культуры, сообщили в среду в Министерстве науки и высшего образования РФ.

Пшеница - одна из главных современных сельскохозяйственных культур (в 2012 году площадь посевов пшеницы составляла 215,5 млн га). Она является основным продуктом питания для трети населения мира, и с ростом численности людей требуется и соответственный рост ее производства. В условиях ограниченности земельных и водных ресурсов увеличивать этот показатель необходимо не за счет новых посевных площадей, а благодаря повышению урожайности.

"Публикация в журнале Science подвела итоги работы международного консорциума по секвенированию генома пшеницы, в котором приняли участие представители 73 научных организаций из 20 стран. Россию в этом проекте с 2007 года представлял Институт цитологии и генетики, а в 2014 году к нему присоединились Институт биоинженерии Российской академии наук (РАН) и Московский государственный университет", - говорится в сообщении.

Большое число участников проекта вызвано сложностью поставленной задачи - геном пшеницы в пять раз больше человеческого и имеет очень сложную структуру. В результате, ученым удалось построить референсную, то есть упорядоченную последовательность генома этой ведущей сельскохозяйственной культуры. Референсные геномы в дальнейшем используются в качестве шаблонов, по которым быстро выстраивают новые геномы представителей вида.

"Располагая референсной последовательностью, можно производить целенаправленный поиск генов и регуляторных элементов для создания новых сортов с заданными характеристиками с высокой точностью и в более сжатые сроки", - рассказала член координационного совета консорциума, заведующая лабораторией молекулярной генетики и цитогенетики растений Института цитологии и генетики СО РАН Елена Салина. Выведением новых сортов в дальнейшем займутся сотрудники института.

Международный консорциум, занимавшийся расшифровкой генома пшеницы, в дальнейшем планирует запустить проект, аналогичный проекту "1000 геномов человека", в рамках которого будут просеквенированы геномы различных сортов и элитных линий пшеницы.